Таможенное оформление зерна

Консультация таможенного брокера

Россия является одним из основных экспортеров зерновых. В этом направлении экспорта имеется тенденция к наращиванию объемов. Доходы от экспорта зерна поступают в бюджет РФ. Большую долю экспортируемого зерна составляют: пшеница, кукуруза и ячмень.

Практически со старта сезона-2020/21 российские экспортеры отправляли за рубеж рекордные месячные объемы зерна вплоть до февраля 2021-го. В большинстве месяцев поставки даже превышали вывоз 2017/18 сельхозгода, когда в России был собран самый высокий урожай зерна, а экспорт достиг исторически рекордной планки в 56 млн т. Осенью 2020 года из нашей страны на внешние рынки вывозилось более 5 млн т в месяц, а в сентябре объем отгрузок достиг уровня в 5,84 млн т (ранее самый значительный объем был зафиксирован в ноябре 2017-го — 5,22 млн т).

Таможенное оформление зерна
Источник sdelanounas.ru

Увеличение размеров пошлин привело к существенному падению темпов поставок в оставшуюся часть сезона — до 1,5-2,6 млн т в месяц, за исключением июня.

Традиционно вывоз зерновых в первом месяце лета достигает минимальных значений, однако в этот раз введение с начала июня плавающей пошлины, уровень которой для пшеницы снизился более чем в два раза на фоне растущих цен, привело к тому, что экспорт, по предварительным оценкам, превысил 2 млн т, причем 95% из этого объема пришлось на пшеницу. С ячменем и кукурузой произошла обратная ситуация: экспортные пошлины на эти агрокультуры значительно возросли — по ячменю в три раза, а по кукурузе в 1,6 раза.

Таможенное оформление зерна
Источник sdelanounas.ru

Особенности экспорта зерна

Если до 2016 года на экспорт шла 1/3 от выращиваемого объема зерна, то, начиная с 2017 года, стало экспортироваться не менее половины собираемых в России зерновых. Причина этого явления скрыта частично в более высоких экспортных ценах по сравнению с теми, что предлагает сельхозпроизводителям Минсельхоз. Поэтому сельхозпроизводители не спешат реализовывать зерно на внутреннем рынке, а стремятся получить максимальную прибыль, продав зерно за границу.

Наибольшие мощности по перевалке зерна на экспорт находятся в Краснодарском крае. Его отгружают через Ростовский, Таганрогский и Ейский порты.

Российское зерно идет на экспорт в Египет, Турцию, Азию, Африку и Ближний Восток. Причем в последнее время главным импортером является Турция. По объемам закупок она обогнала Египет, закупив 7,7 млн тонн зерна. Третье место занимает Иран, четвертое – Бангладеш, а пятое – Саудовская Аравия. Незначительные объемы зерна экспортируются в страны ЕАЭС.

С 1 апреля по 30 июня 2020 года Минсельхоз ввел ограничения на экспорт зерна за пределы ЕАЭС. Установлена квота в размере 7 млн тонн. Эти меры нацелены на сдерживание роста цен на внутреннем рынке. В конце апреля квота уже была выбрана. Правительство РФ вправе ввести полный запрет на вывоз зерновой продукции за пределы страны на срок не более 6 месяцев.

Порядок таможенного оформления

Порядок экспорта продукции регулируется нормативными актами: ФЗ №164 от 08.12.2003 и Таможенным кодексом ЕАЭС (содержание и порядок таможенной процедуры экспорта раскрыты в гл.21 ТК ЕАЭС). Данный таможенный режим подразумевает проверку документации, декларирование товара и оплату пошлин. В процессе также проводятся:

  • устный опрос;
  • таможенный осмотр и досмотр;
  • проверка маркировок.

Груз должен быть предъявлен на таможне, поэтому после прибытия груза на таможенный пост сотрудники таможни извещаются об этом в течение получаса. Затем проводится проверка, оформляется таможенная декларация, оплачиваются пошлины и сборы.

Обратите внимание! При экспорте зерна в зависимости от тех или иных условий могут быть использованы таможенные льготы: отмена уплаты пошлин, понижение ставки, предоставление тарифных квот, компенсации.

Соблюдение норм Таможенного кодекса обязательно для каждого экспортера, но поскольку каждый случай экспорта уникален, могут возникнуть те или иные проблемы, ввиду недостаточной подготовленности декларанта. Рекомендуется обращаться к таможенному брокеру, который за умеренную плату возьмет на себя сопровождение груза в таможне, подготовку документов и решение всех сопутствующих проблем.

Документация для таможенного оформления

Каждая партия зерна сопровождается документами:

  • внешнеэкономическим контрактом;
  • паспортом сделки, если сумма сделки превышает 50000$;
  • таможенной декларацией;
  • инвойсом (счет-фактурой);
  • транспортными документами;
  • разрешительными документами;
  • описанием товара;
  • сертификатом происхождения и пр.

Декларация может быть подана на бумажном носителе или в электронном виде, причем подача электронного документа возможна только через специализированную программу. В декларации прописывается информация о товаре, таможенном режиме и отправителе/получателе товара. Декларация оформляется на каждую партию товара. В документе, в графе 44.6, прописывается номер и дата выдачи сертификата, а также наименование органа, который его выдал. Копия документа заверяется подписью декларанта и остается в таможне.

Декларацию можно оформить по месту проживания владельца товара или в других таможенных постах. Причем в последнем случае взимается повышенный таможенный сбор.

Процедура таможенного оформления зерна на экспорт имеет ряд особенностей. В первую очередь, чтобы вывести из России зерно, нужно оформить сертификат, подтверждающий качество вывозимого товара. В таможенный орган предоставляется оригинальный документ, выданный Государственной хлебной инспекцией при Правительстве Российской Федерации либо её представительствами, расположенными в регионах – Росгосхлебинспекцией.

Качество и безопасность зерна тщательно контролируются.

Существует ряд регламентов, требованиям которых должно соответствовать зерно готовое к употреблению в пищу:

  • регламент безопасности зерна
  • регламент безопасности продукции пищевой
  • регламент по маркировки пищевой продукции
  • регламент по требованиям безопасности пищевых добавок.

Сертификация зерна, отправляемого на экспорт, проводится по методикам и нормам ЕС. Зерно проверяется на содержание:

  • примесей;
  • пестицидов;
  • токсичных веществ;
  • ГМО;
  • биологически активных веществ.

Согласно стандартам, содержание генно-модифицированной пшеницы не должно превышать 0,9% от общего объема. Если же пшеница ГМО, на нее оформляется СГР. Кроме того, качество зерна контролируется государственным надзором, функции которого выполняет Россельхознадзор. Госнадзору подвергается только то зерно, которое реализуется в странах Таможенного союза.

Обязательно предоставление фитосанитарного сертификата, который подтверждает качество экспортируемого зерна, отсутствие вредителей и болезней, соответствие карантинным фитосанитарным требования страны назначения. При прохождении таможни проводится фитосанитарный контроль, который включает проверку документов, осмотр транспортного средства и продукции. Фитосанитарный сертификат действителен в течение 14 дней с момента выдачи.

Строгое соблюдение норм и правил Таможенного кодекса при экспорте зерна является обязательным для всех

Классификация по ТН ВЭД

Зерновые культуры относят к субпозициям с учетом их вида, способа и степени обработки. Злаки – это группа 10 по ТН ВЭД. К зерну относятся срезанные перед созреванием культуры, включая в снопах и колосьях, не обмолоченные. Если зерно обмолочено или каким-либо другим способом обработано, то оно исключается из этой группы. Кроме того, к этой группе причисляется зерно, пригодное в пищу в качестве овощей, исключая сладкую кукурузу, которая имеет собственный товарный код – 07.

Злаки Код ТН ВЭД
Пшеница и меслин 1001…
Рожь 1002…
Ячмень 1003…
Овес 1004…
Кукуруза 1005…
Рис 1006…
Сорго зерновое 1007…
Гречиха, просо и семена канареечника, прочие злаки 1008…

Помимо указанных злаков, к группе 1006 относится рис, в том числе обмолоченный, дробленый, отбеленный, полированный. Если злаки в колосьях или початках обработаны и предназначены для декоративных целей, то они относятся к совершенно другой подсубпозиции – 0604 99 900 0.

Пошлина

При вывозе продукции уплачивается вывозная пошлина в рублевом эквиваленте и таможенный сбор. Ставка пошлины зависит от подсубпозиции по ТН ВЭД.

С 1 марта 2021 года пошлина на вывоз пшеницы была повышена с €25 до €50/т, а с 15-го числа того же месяца введены пошлины на ячмень (€10/т) и кукурузу (€25/т).

РФ со 2 июня ввела механизм зернового демпфера, который предусматривает плавающие пошлины на экспорт пшеницы, кукурузы и ячменя и возврат полученных от них средств на субсидирование сельхозпроизводителей.

Размер пошлин рассчитывается еженедельно на основе ценовых индикаторов, основанных на ценах экспортных контрактов, которые регистрируются на Московской бирже. Цена отсечения по пшенице составляет $200 за тонну, по кукурузе и ячменю — $185 за тонну. Размер пошлины составляет 70% от превышения этого показателя.

По сообщению Министерства сельского хозяйства экспортная пошлина на пшеницу из РФ с 22 декабря повысится с $91 до $94 за тонну. Пошлина на ячмень вырастет до $84,8 с $78,7 за тонну, на кукурузу — до $55 с $54,4 за тонну. Новые ставки пошлин будут действовать по 28 декабря.

Ставка импортной таможенной пошлины составляет 3% – на кукурузу, 5% – на пшеницу, ячмень, овес, сорго зерновое, гречиху, 10% – на рис.

Способы перевозки

Значительная часть выращенного урожая зерновых культур отправляется за границу. Перевозка зерна осуществляется тремя видами транспорта:

  • автомобильный – бортовые зерновозы, цистерны, автопоезда;
  • железнодорожный – специальные вагоны;
  • морские контейнерные перевозки.

Выбор транспортного средства зависит от удаленности покупателя и имеет свою специфику. Допускается тарная и россыпная перевозка зерна. Продукт легко поглощает влагу, поэтому должна использоваться специальная техника. Безопасность поставки зависит от правильности составления логистических схем.

Доставка зерна автотранспортом

Оптимальный выбор для осуществления поставки – перевозка зерна зерновозами. Для погрузки в тару принимается зерно влажностью не более 15%, в остальных случаях оно доставляется россыпным способом. Техника для перевозки делится на несколько типов:

  1. Бортовой зерновоз – грузовой автомобиль не имеет крыши, при выполнении перевозки в условиях выпадения осадков, необходимо накрывать продукцию тентом. Грузоподъемность техники составляет 20 т. Минус транспорта – требуется ручная выгрузка.
  2. Зерновоз-автопоезд – сцепка нескольких кузовов позволяет увеличить грузоподъемность одного рейса до 30 т.
  3. Самосвалы – использование техники не требует вспомогательной рабочей силы.
  4. Зерновоз-цистерна – специальная техника обеспечивает защиту груза от любого внешнего воздействия. Выгрузка происходит через люки.

Кузов транспортного средства должен быть чистым и сухим, в закрытом типе конструкции необходима вентиляция.

Железнодорожные перевозки

Экономный и удобный способ экспортной поставки пшеницы, кукурузы, ячменя и других культур – использование специальных жд вагонов. Выбирая железную дорогу, зернотрейдеры получают возможность осуществить поставку большого объема груза.

К используемым вагонам предъявляются особые требования:

  • материал – сплав стали и алюминия;
  • эмаль на внутренней поверхности должна быть разрешена для пищевых продуктов;
  • погрузка осуществляется через люки или открывающуюся крышу;
  • конструкция должна защищать зерно от солнца и влаги.

Вагон-зерновоз имеет грузоподъемность 70 т. Разгрузка выполняется с помощью установленного пневмооборудования. Ускорить разгрузку поможет использование вибрирующих механизмов. Объем жд перевозок зерна 2015/16 составил около 19,6 млн. т.

Транспортировка зерна морем

Перевозка зерновых грузов морем – основной способ его поставки на большие расстояния. Экспорт зерна через порты Черного и Балтийского достиг рекордных показателей в 29 млн. т. На долю малых портов АЧБ пришлось 38% объемов поставок, Туапсе – 4,8%, Новороссийск – 33%, Балтийские порты – 5,3%, Тамань – 8,2%. Удобное расположение портов позволяет осуществлять доставку на судах различной тоннажности.

Рост продаж зерна в страны Азии повышает значение морских перевозок. Особенно эффективны перевозки на крупнотоннажных судах, равные по объему вместимости сотен автопоездов.

Для транспортировки зерна используются 20 и 40 футовые контейнеры. Они отлично защищают насыпной груз от воздействия внешних факторов. Возможность максимальной загрузки и отсутствие необходимости перевалки расширяет географию поставок. Специальный вкладыш лайнер бэг оптимизирует транспортировку насыпного груза. Он защищает чувствительный товар от действия пыли и влаги, повторяя объем контейнера, облегчает его полное заполнение. Материалом для изготовления вкладыша служит полиэтилен или пропилен.
Специальные контейнеры для насыпных грузов имеют на крыше три погрузочных люка. Разгрузка зерна происходит через выгрузные люки на дверце. При выборе водного транспорта необходимо заключить договор о перевозке зерна.

Потери при перевозке зерновых компаниям возмещаются в виде субсидий. Логистические маршруты постоянно совершенствуются с целью увеличения объемов экспорта зерна. Это направление экспорта контролируется на государственном уровне.

Услуги таможенного брокера

Проблемы в процессе таможенного оформления неизбежны, если декларант не подготовлен юридически, не имеет опыта ВЭД. Наша компания предлагает услуги таможенного представителя, который поможет избежать репутационных и финансовых рисков, подготовит необходимые документы, ускорит процесс таможенного оформления, подберет оптимальную логистическую схему – все это за умеренную плату. Мы действуем в интересах клиента, решаем любые проблемы, возникшие в ходе затаможки/растаможки товаров. От вас требуются документы на партию товара и сам товар. Остальное мы сделаем самостоятельно. Интересующие вопросы задавайте по нашему консультанту прямо на сайте.

Все про таможенное оформление