Топливо – это вещество, из которого можно извлекать энергию для её использования в технических целях. Топлива могут быть жидкими, газообразными, твёрдыми. Наиболее распространёнными являются различные виды топлива, добываемые из земных недр: уголь (каменный, бурый), нефть, газ, торф, горючие сланцы. Нашли применение брикеты и топливные гранулы – пеллеты, получаемые из торфа, коры, опилок, щепы, помёта. Их относят к экологически чистому биотопливу, позволяющему снизить нагрузку на окружающую среду. К биотопливу также относят: дрова, опилки, брикеты, биогаз, водород, спирты (метанол, этанол, бутанол), эфиры, биодизель и биомазут.
Получаемое из нефти топливо является ценным энергетическим ресурсом, имеющим много разновидностей:
- бензин, используемый в автомобильных двигателях с принудительным зажиганием различных марок АИ92, АИ95, АИ98, АИ100, Super, Regular, Plus, Premium и многие другие;
- бензин, используемый в авиационных двигателях: Б-70, Б-92, Б-91/115, Б-95/130;
- авиационный керосин, используемый в реактивных двигателях: ТС-1, Т-1, Т-1С, Т-2, РТ, Т-6;
- дизельное топливо, иногда называемое соляркой, предназначенное для дизельных и газотурбинных двигателей, установленных на автомобилях, спецтехнике, ж/д локомотивах, кораблях. Основные виды топлива: ДТ-Е-К5, ДТ-З-К5, ДТ-Л-К5, ДТ-А-К5, ДТ ЕВРО 5, дизтопливо: Л-0.5-40, Л-0.2-40, Л-0.2-62; summer diesel: L-0.5-40, L-0.2-40, L-0.2-62, Экто Diesel — сорт F;
- мазут, используемый в котельных (котельное топливо или топочный мазут), ТЭЦ, судовых установках (флотский мазут): М 100, М 40;
- газовое топливо, используемое в современных двигателях внутреннего сгорания, бывает двух видов: пропан-бутан – сжиженный нефтяной газ, побочный продукт получаемый при нефтепереработке; метан – природный ископаемый газ, который не подвергается сжижению, его хранят в стальных баллонах под высоким давлением, что создаёт неудобство, но его использование экономически более выгодно. Метан широко применяют в котельных и в бытовых газовых плитах.
Таможенное оформление топлива при импорте и экспорте — важная задача, требующая знаний таможенных правил и опыта. Без соответствующего опыта и знаний таможенное оформление топлива не исключает ошибок, которые негативно сказываются на бизнесе. Обращение к официальному таможенному брокеру позволит избежать бюрократических проволочек и лишних финансовых затрат, сохранит время и нервы. Наша компания предлагает оперативное и профессиональное решение проблем, связанных с таможней при экспорте/импорте нефтепродуктов с соблюдением нюансов и норм действующего законодательства.
Значимость России на внешнем топливном рынке
Под топливом подразумевают вещество, служащее источником энергии для техники и оборудования. По видам оно подразделяется на жидкое, твердое и газообразное. По распространенности лидируют топливные ресурсы, которые хранятся в земных недрах. Занимая второе место в мире по добыче нефти, Россия входит в число крупнейших экспортеров нефтепродуктов.
Помимо сырой нефти Российская Федерация обеспечивает внешний рынок:
- бензином для автомобильных двигателей;
- авиационным бензином и керосином;
- дизельным топливом;
- мазутом;
- сжиженным газом для ДВС;
- природным газом;
- смазочными материалами.
В число главных потребителей российского «черного золота» входят страны азиатско-тихоокеанского региона. Главным потребителем здесь остается Китай. В 2020 году он закупил у России 83,4 тонн жидкого топлива.
Среди европейских потребителей по количеству закупаемой в России нефти и продуктов ее переработки выделяются Нидерланды, Германия, Польша, Турция и Беларусь. Несмотря на политические разногласия, российскими нефтепродуктами не брезгуют Соединенные Штаты, купившие 4,3 млн. тонн.
В то же время РФ покупает нефть у Ирана, импортирует бензин из Беларуси, Норвегии, Южной Китая, Южной Кореи, пользуется моторными маслами из Германии и других европейских стран.
Топливная сфера ВЭД включает большое количество частных компаний и предпринимателей, которым для закупки/поставок нефтепродуктов приходится знакомиться с таможенным правом и сопутствующими экспорту/импорту нюансами.
Основными торговыми партнерами России в январе-октябре 2021 года среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 112,4 млрд долл. США (134,0% к январю-октябрю 2020 года), Германия – 46,1 млрд долл. США (138,5%), Нидерланды – 37,0 млрд долл. США (160,0%), США – 28,8 млрд долл. США (146,0%), Турция – 25,7 млрд. долл. США (152,0%), Республика Корея – 24,4 млрд. долл. США (159,9%), Италия – 23,7 млрд долл. США (147,0%), Соединенное Королевство – 21,3 млрд долл. США (99,9%), Франция – 17,5 млрд долл. США (167,7%), Польша – 17,4 млрд долл. США (149,3%).
Объемы торговли со странами СНГ в январе-октябре 2020-2021 гг. приведены ниже.

Экспорт топлива за пределы РФ
Экспортируемому за пределы РФ топливу необходимо обязательное затамаживание. Таможенному оформлению предшествует проверка качества нефтепродуктов и транспорта для их доставки. Документацию для отправки товара за рубеж составляют из:
- описания вида топлива;
- паспорта качества;
- акта лабораторных испытаний;
- номера партии на автоцистерну;
- акта налива;
- заключения ФСТЭК.
Экспорт нефтепродуктов сопровождается таможенными платежами (сбором и пошлиной), рассчитываемых на основании кодировки ТН ВЭД ЕАЭС. Пример расчета приведен в таблице №1
Код | Вид | Ставка, $/т |
2709 00 | Нефть сырец | 131,8 |
2710 12 110–2710 12 250 9 | Бензин прямогонный | 72.4 |
2710 12 411 0–27 10 12 590 0 | Бензин товарный | 39,5 |
2710 19 421 0–2710 19 480 0 | Дизтопливо | 39,5 |
2710 19 510 1–2710 19 680 9 | Мазут | 131,8 |
2710 19 710 – 2710 19 980 0 | Масло смазочное | 39.5 |
2711 12–2711 19 | Углеводный газ сжиженный | 0 |
Импорт
Операции с импортом топлива связаны с растамаживанием. Процедура включает предоставление соответствующих документов:
- паспортов качества и безопасности;
- акта лабораторных испытаний;
- сертификата соответствия ТР ТС 013/2011 или ТР ТС 030/2012;
- сертификат происхождения.
Таможенную пошлину на ввоз нефтепродуктов на территорию Российской Федерации высчитывают, исходя из типа топлива, массы, характеристик.
Экспорт и импорт топлива предусматривает наличие документации на емкости для транспортировки нефтепродуктов, а также страховки, которая служит залогом безопасности и гарантией покрытия ущерба в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
Порядок проверки топлива на границе
На таможне нефтепродукция подвергается контролю, состоящему из нескольких ступеней:
- Проведение проверки емкостей. Товар перевозят, в основном, в специальных больших цистернах. Емкости и транспортное средство должны соответствовать экологическому стандарту. Транспорт должен иметь оснащение, необходимое для транспортировки топлива, которое относится к опасным грузам. В цистернах не должно быть протечек, так как это может спровоцировать катастрофу, также и экологическую.
- Установление объема и типа нефтепродукта. Проверку содержимого емкостей проводят специальными портативными анализаторами. Каждая цистерна должна иметь заявленные параметры.
- Проверка документов на товарную продукцию. Проверка технической документации, чеков, накладных.
- Предоставление водителем бумаг, подтверждающих, что таможенная пошлина оплачена. Величина налога рассчитывается от типа топлива, массы, цены и прочих характеристик.
Отправление топлива за рубеж должно сопровождаться не одной проверкой качества продукта. Необходима тщательная проверка цистерн. Так как имеющиеся дефекты могут привести к тяжелым последствиям. При разливе топлива возникает пожар, а также загрязняется почва и вода. Транспортируя груз в страны Европы, необходимо, чтобы транспорт также соответствовал предъявленным требованиям по экологической безопасности.
Сертифицирование и маркировки
Сертификация ввозимых/вывозимых нефтепродуктов удостоверяет их соответствие требованиям Таможенного союза, регламентируемым ТР ТС 013/2011 (ТР ТС 030/2012). Норматив затрагивает тип, качество, производство и транспортировку топлива. Проверка, подтвержденная декларацией, дает право на экспорт/импорт описанного в документе товара.
Маркировка, отправляемых на экспорт нефтепродуктов, должна соответствовать Межгосударственному стандарту ГОСТ 1510-84. В сопровождающей товар этикетке указываются:
- название, марка топлива;
- стандарт;
- товарный знак предприятия-изготовителя;
- масса (объем);
- дата изготовления.
Этикетку наклеивают на тару, на которой с помощью штампа или трафарета отмечают вид и дату производства продукта.
Особенности транспортировки нефтепродуктов
В настоящее время транспортировка нефти осуществляется с помощью следующих типов транспорта:
- железнодорожный;
- водный;
- автомобильный;
- трубопроводный.
В этом списке нет воздушного транспорта, поскольку перевозки нефтепродуктов с помощью самолетов практически не осуществляются. Исключением могут быть ситуации, когда необходимо срочно доставить топливо на полярные станции или в населенные пункты Крайнего Севера.
Таможенное оформление нефти, экспортируемой трубопроводным транспортом, осуществляется таможней, в зоне деятельности которой находятся предприятия, заключившие договор на экспорт нефтепродуктов. Главное преимущество трубопроводов — низкая стоимость транспортировки. Недостаток — необходимость вложить огромные инвестиции в постройку трубопровода.
Водный транспорт делится на морской и речной. Нефтепродукты по воде перевозятся преимущественно огромными танкерами, которые могут за один раз взять на борт до миллиона тонн. Это один из главных способов транспортировки нефти в мире: ежедневно перевозится более 25 млн. тонн нефтепродуктов. Основные преимущества — низкая стоимость и большая грузоподъемность. Недостатки — низкая скорость доставки и зависимость от инфраструктуры, ведь далеко не каждый порт способен принять такое большое судно, как танкер. Таможенное оформление нефти, экспортируемой водным транспортом, проводится в портах.
Железнодорожный транспорт перевозит нефтепродукты в цистернах грузоподъемностью до 120 тонн. Каждая цистерна с нефтепродуктами проходит через процедуры забора проб продукции. Взятые пробы отправляются в лаборатории, которые определяют вид нефтепродукта. Международные стандарты и нормы предъявляют целый ряд требований к емкостям:
- они не должны давать протечек во время движения;
- материал, из которого они сделаны, не должен вступать в химические реакции с нефтепродуктами.
Автомобильный транспорт в качестве средства доставки нефтепродуктов эффективен лишь в тех случаях, когда необходима транспортировка на небольшие расстояния. Его оформление проводится на пунктах таможенного контроля.
Общие и специфические проблемы, возникающие при транспортировке топлива автомобильным автотранспортом могут выражаться в:
- недостаче необходимой документации;
- отсутствии разрешения на перевозку груза;
- несоответствии транспортного средства требованиям перевозки специфического груза;
- неподготовленности водителя.
Чтобы избежать нештатных ситуаций, необходимо доверять транспортировку груза проверенным перевозчикам, о подборе которых также позаботится таможенный брокер.
Таможенный брокер
Выбирая нашу компанию в качестве партнера, клиент освобождается от бумажной рутины и посещения множества инстанций, связанных с таможенным оформлением. Команда профессионалов возьмет на себя общение с таможенными и налоговыми службами, позаботится о том, чтобы экспортируемый или импортируемый товар своевременно попал к адресату. Если у вас появились вопросы, вы можете задать их нашему менеджеру на сайте.