Таможенное оформление подшипников

Консультация таможенного брокера

Импорт подшипников в РФ – популярное направление. И главным образом они импортируются из Юго-Восточной Азии. Высокий спрос на недорогие импортные подшипники регулирует предложение.

Виды подшипников

Подшипники используются для поддержки вращающегося вала или оси в машинах и механизмах. Наиболее крупные категории классификации: подшипники качения и подшипники скольжения.

Первые подразделяются на:

  • шарикоподшипники;
  • роликоподшипники;
  • игольчатые.

Подшипники качения состоят из:

  • внутреннего кольца;
  • сепараторов;
  • внешнего кольца.

Подшипники скольжения состоят из внутренней втулки и корпуса, между которыми проложена смазка. По типу смазки они могут быть:

  • сухими;
  • граничными;
  • гидродинамическими;
  • газодинамическими.

ТН ВЭД, виды и расчет пошлин

Для таможенного оформления продукции необходимо определить код ТН ВЭД, рассчитать таможенные платежи и внести оплату.

С импортом подшипников могут возникнуть некоторые сложности. Это связано с действующим Решением Коллегии ЕЭК №139 от 21.08.18, устанавливающим антидемпинговую пошлину для подшипников качения, страной происхождения которых является КНР.

Антидемпинговая пошлина представляет собой меру по защите отечественного рынка. Она уплачивается при таможенном оформлении вместе с импортной пошлиной. В отличие от обычной пошлины, её величина не учитывается при расчете НДС.

Вышеуказанное означает, что при совпадении кода товара с кодом, указанным в Решении, выпадает риск, и таможня запрашивает сертификат происхождения товара, даже если в инвойсе прописана другая страна импорта, а не Китай. Дело в том, что страна импорта и страна происхождения не одно и то же. Подшипники, произведенные в Китае, могут ввозиться из любой страны.

Согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49, вступившему в силу 12 января 2019 г., подтверждать происхождение товаров необходимо для законного применении мер таможенно-тарифного регулирования. В п.25 Решения указывается, что документом, подтверждающим происхождение товара, является декларация или сертификат происхождения.

В таможню предъявляется оригинал сертификата.

Процесс получения сертификата происхождения довольно долгий и увеличивает время таможенного оформления. Получить сертификат можно почтой или с водителем. Если сертификат происхождения не подготовлен заранее, и требуется время на его получение, а груз необходимо растаможить оперативно, можно выпустить подшипники под обеспечение. На уплату обеспечения даётся 10 дней. Пошлина в размере 41,5% списывается с антидемпинговой платёжки, а через 2 месяца, если не будет предоставлен сертификат происхождения, средства списываются окончательно. Обеспечение антидемпинговой пошлины, как и других видов таможенных платежей, вносится на единый лицевой счет ФТС России.

Если нет возможности получить сертификат происхождения по тем или иным причинам. то снять с себя эту обязанность можно, указав, что страна происхождения товара не определена, т.е. в графе 34 проставить «00», но в этом случае будет начислена антидемпинговая пошлина в размере 41,5%.

Под действие антидемпинговой пошлины подпадают подшипники, которые классифицируются в ТН ВЭД под кодами:

  • 8482101001;
  • 8482101002;
  • 8482101009;
  • 8482109001;
  • 8482109002;
  • 8482109003;
  • 8482109008;
  • 8482200001;
  • 8482200002;
  • 8482200009;
  • 8482300001;
  • 8482300009;
  • 8482500001;
  • 8482500002;
  • 8482500009;
  • 8482800001;
  • 8482800002;
  • 8482800009;
  • 8482911000;
  • 8482919000;
  • 8482990000.

Иногда можно избежать запроса сертификата происхождения, если выполнить осмотр перед подачей декларации, зафиксировать маркировку, где указан производитель и страна происхождения, а затем прикрепить к декларации этот документ.

Код ТН ВЭД Таможенная ставка Импорт Таможенная пошлина Экспорт
8482800009 НДС: 20 %
Пошлина: 10 %
Пошлина: нет
8482500009 НДС: 20 %
Пошлина: 10 %
Пошлина: нет
8482400009 НДС: 20 %
Пошлина: 10 %
Пошлина: нет
8483308008 НДС: 20 %
Пошлина: нет
Пошлина: нет
8482109008 НДС: 20 %
Пошлина: 10 %
Пошлина: нет
8482300009 НДС: 20 %|нет
Пошлина: 10 %
Пошлина: нет
8482101009 НДС: 20 %
Пошлина: 10 %
Пошлина: нет
8482109003 НДС: 20 %
Пошлина: нет
Пошлина: нет
8482109001 НДС: 20 %
Пошлина: 10 %
Пошлина: нет
8482200009 НДС: 20 %|нет
Пошлина: 10 %
Пошлина: нет
8482101002 НДС: 20 %
Пошлина: нет
Пошлина: нет
8482500001 НДС: 20 %
Пошлина: нет
Пошлина: нет
8482800001 НДС: 20 %
Пошлина: нет
Пошлина: нет
8482400001 НДС: 20 %
Пошлина: нет
Пошлина: нет
8482200001 НДС: 20 %|нет
Пошлина: нет
Пошлина: нет
8482500002 НДС: 20 %
Пошлина: нет
Пошлина: нет
8483602000 НДС: 20 %
Пошлина: 5 %
Пошлина: нет
8482109002 НДС: 20 %
Пошлина: нет
Пошлина: нет
8439300000 НДС: 20 %
Пошлина: нет
Пошлина: нет
8482800002 НДС: 20 %
Пошлина: нет
Пошлина: нет
8482 НДС: 20 %|нет
Пошлина: 9 %
Пошлина: нет
7318220009 НДС: 20 %
Пошлина: 8 %
Пошлина: нет
8503009900 НДС: 20 %
Пошлина: нет
Пошлина: нет
8712003000 НДС: 20 %
Пошлина: 14 %
Пошлина: нет

Особенности таможенного оформления

Поскольку подшипники достаточно сложно классифицировать. Для установки кода ТН ВЭД необходимо подробное описание товара. Также для таможенного оформления следует подготовить пакет основных документов, в который входят:

  • инвойс;
  • контракт ВЭД;
  • упаковочный лист;
  • накладная;
  • паспорт сделки (если сумма договора превышает 50 тыс. долларов);
  • страховка;
  • платежное поручение об уплате таможенных платежей.

После прибытия груз выгружают из контейнера, размещают на СВХ и начинают процедуру таможенного оформления.

Согласно Решению КТС №299 от 28.05.2010 года подшипники подлежат санитарно-эпидемиологическому контролю на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, поскольку под действие данного решения попадает:

  • продукция, являющаяся источником ионизирующего излучения (а также генерирующая его), изделия и товары, содержащие радиоактивные компоненты;
  • продукция машиностроения и приборостроения производственного, медицинского и бытового назначения;
  • строительное сырье и материалы, в которых гигиеническими нормативами регламентируется содержание радиоактивных веществ, в том числе производственные отходы для повторной переработки и использования в народном хозяйстве, лом черных и цветных металлов (металлолом).

Растаможку подшипников, прибывших в виде авиагруза, удобно осуществлять на Внуковской, Домодедовской, Шереметьевской таможнях, причем последней чаще всего отдается предпочтение. В этом случае декларация и пакет документов подаются в электронном виде в авиационный ЦЭД Шереметьевской таможни. Можно выбрать для таможенного оформления и другие таможенные посты, например Каширский, Ступинский, Новомосковский, Кубинка и другие. В ЦЭДе производится регистрация декларации и выпуск груза. Операции, связанные с непосредственным фактическим контролем, проводятся по месту нахождения груза.

Сертификация

Подшипники проверяются по техническому регламенту ТС 003/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава». Автомобильные подшипники проверяются по ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».

Чтобы определить технический регламент, нужно более точно установить характеристики товара и область действия технического регламента.

Для получения обязательной декларации соответствия или добровольного сертификата соответствия потребуются:

  • заявка;
  • учредительные документы фирмы;
  • свидетельства ОГРН, ИНН;
  • нормативные документы;
  • перечень продукции;
  • контракт ВЭД;
  • протокол исследований.

Особенности импорта подшипников

Импортерами подшипников являются следующие страны:

  • Китай;
  • Япония;
  • США;
  • Великобритания;
  • Германия;
  • Польша;
  • Канада;
  • Бельгия;
  • Австрия;
  • Франция;
  • Швеция;
  • Нидерланды.

Таможенное оформление подшипников

Часть подшипников ввозится в составе сложных деталей, поэтому в статистике не учитывается.

В последние годы, начиная с 2017, резко увеличился объем импорта из стран Юго-Восточной Азии. По большей части это продукция низкого качества, но в то же время и недорогая, поэтому она пользуется спросом. Какая-то часть, и довольно большая, подшипников ввозится нелегально. Это представляет опасность для отечественной машиностроительной отрасли. Антидемпинговая пошлина была введена в 2013 году для защиты российского производителя.

Наибольшим спросом пользуются шариковые подшипники, которые устанавливаются в электродвигатели, насосы, станки, бытовую технику. Это порядка 40% от общего объема потребления.

32% выпадает на долю роликовых конических подшипников, которые используются в ступица,х механических передачах и другом. Меньшую, но значительную, долю занимают роликовые цилиндрические подшипники, использующиеся в электродвигателях насосов, в редукторах.

Что касается общей доли импорта, то в 2017 году около 65% продукции импортировалось в РФ. Это объясняется тем, что в России достаточно много заводов, использующих иностранные комплектующие, а также привлекательными ценами на продукцию из Юго-Восточной Азии.

В плане импорта сложилась достаточно сложная ситуация, касающаяся опасности заполнения российского рынка контрафактной продукцией не только из Китая, но и из других стран, в которых подшипники не производятся – Латвии, Литвы, Малайзии. Эта контрафактная продукция нередко реализуется под видом продукции отечественного производства, поэтому она может участвовать в госзакупках и нередко выигрывает государственные тендеры, так как цена во многом является решающим фактором. Такая ситуация провоцирует упадок собственных производственных мощностей. В частности в 2018 году был закрыт Самарский подшипниковый завод.

Перевозка

Консервацию и упаковывание подшипников для защиты от коррозии проводят в соответствии с нормативным документом изготовителя на консервацию и упаковку подшипников, утвержденным в установленном порядке. Сроки хранения определяются способом консервации и упаковки.

Несколько важных моментов, которые стоит учесть при перевозке подшипников:

  1. Подшипники с наружным диаметром до 300 мм и массой до 8 кг классов точности 5, 4, Т, и 2 должны быть упакованы в коробки.
  2. Приборные подшипники с наружным диаметром до 30 мм всех классов точности должны быть упакованы в коробки. При этом подшипники классов точности 6, 5, 4, Т и 2 предварительно упаковывают в пластмассовые пробирки или полиэтиленовые пакеты.
  3. Подшипники в первичной упаковке или коробки с подшипниками для транспортирования упаковывают в ящики.
  4. Подшипники массой свыше 8 кг или диаметром свыше 300 мм упаковывают в ящики без коробки. Ящики должны быть выстланы внутри битумной бумагой, полимерной пленкой  или др.материалами (бумага, пленка т.п.), обеспечивающими сохранность подшипников.
  5. Допускается применять другие виды транспортной тары, обеспечивающие сохранность подшипников, внутренней упаковки, не допускающие попадания внутрь капельно-жидкой влаги и не выделяющие коррозионно-активных веществ.
  6. Допускается перевозка подшипников массовым потребителям (по согласованию с ними) в многооборотной таре, железнодорожных, автомобильных и речных контейнерах, в крытых железнодорожных вагонах в первичной упаковке (без упаковывания в ящиках). При вагонной отгрузке подшипники должны быть пакетированы.
  7. При укладке подшипников в ящик или контейнер пустоты между коробками с подшипниками и стенками ящика должны быть заполнены вспомогательными материалами, не вызывающими коррозию и повреждение подшипников.
  8. В каждый ящик или контейнер (при упаковывании подшипников без ящиков) должен быть вложен сопроводительный документ (паспорт).

Коробки или бандероли, сопроводительный документ (паспорт), вкладываемый в ящик, должны иметь надписи:

  • наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
  • условное обозначение подшипников;
  • категорию подшипников и знаки дополнительных технических требований (при наличии);
  • число подшипников;
  • дату консервации (месяц, год);
  • обозначение настоящего стандарта или нормативного документа.

Транспортную тару следует маркировать в соответствии с требованиями ГОСТ 14192. Маркировку наносят на ярлык или непосредственно на ящик.

Дополнительно под основными надписями должно быть нанесено:

  • наименование изделия;
  • условное обозначение подшипников;
  • категория подшипников (при наличии);
  • обозначение настоящего стандарта или нормативного документа;
  • число подшипников;
  • манипуляционные знаки по ГОСТ 14192: «Хрупкое.Осторожно», «Беречь от влаги».

Допускается дополнительные информационные надписи при длине грузового места до 0,5 м включительно наносить шрифтом высотой знаков до 15 мм.

Транспортирование подшипников следует проводить только в закрытых транспортных средствах (вагонах, автомашинах, трюмах, самолетах).

Крупногабаритные подшипники допускается транспортировать на открытых транспортных средствах при условии дополнительной защиты ящиков от попадания атмосферных осадков.

Допускается транспортировать подшипники в ящиках, пакетированных и уложенных по определенной схеме на поддоне или без него, обтянутых металлической лентой или другим материалом, обеспечивающим неизменность форм пакета и сохранность подшипников при транспортировании.

Услуги таможенного брокера

Наша компания предлагает свою помощь в таможенном оформлении подшипников любого типа, в том числе подшипников, использующихся в генераторах и электродвигателях транспортных средств известных марок Honda, Suzuki, Yamaha и других. Мы определим код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС на основе описания продукции. Гарантируем беспроблемное таможенное оформление и оперативный выпуск грузов. Поможем получить разрешительные документы, заполнить декларацию, проверим имеющийся пакет бумаг. При этом соблюдаем запреты и ограничения, законодательные нормы, согласовываем условия с заказчиком и предоставляем отчётность.

Все про таможенное оформление