Импорт подшипников в РФ – популярное направление. И главным образом они импортируются из Юго-Восточной Азии. Высокий спрос на недорогие импортные подшипники регулирует предложение.
Виды подшипников
Подшипники используются для поддержки вращающегося вала или оси в машинах и механизмах. Наиболее крупные категории классификации: подшипники качения и подшипники скольжения.
Первые подразделяются на:
- шарикоподшипники;
- роликоподшипники;
- игольчатые.
Подшипники качения состоят из:
- внутреннего кольца;
- сепараторов;
- внешнего кольца.
Подшипники скольжения состоят из внутренней втулки и корпуса, между которыми проложена смазка. По типу смазки они могут быть:
- сухими;
- граничными;
- гидродинамическими;
- газодинамическими.
ТН ВЭД, виды и расчет пошлин
Для таможенного оформления продукции необходимо определить код ТН ВЭД, рассчитать таможенные платежи и внести оплату.
С импортом подшипников могут возникнуть некоторые сложности. Это связано с действующим Решением Коллегии ЕЭК №139 от 21.08.18, устанавливающим антидемпинговую пошлину для подшипников качения, страной происхождения которых является КНР.
Антидемпинговая пошлина представляет собой меру по защите отечественного рынка. Она уплачивается при таможенном оформлении вместе с импортной пошлиной. В отличие от обычной пошлины, её величина не учитывается при расчете НДС.
Вышеуказанное означает, что при совпадении кода товара с кодом, указанным в Решении, выпадает риск, и таможня запрашивает сертификат происхождения товара, даже если в инвойсе прописана другая страна импорта, а не Китай. Дело в том, что страна импорта и страна происхождения не одно и то же. Подшипники, произведенные в Китае, могут ввозиться из любой страны.
Согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49, вступившему в силу 12 января 2019 г., подтверждать происхождение товаров необходимо для законного применении мер таможенно-тарифного регулирования. В п.25 Решения указывается, что документом, подтверждающим происхождение товара, является декларация или сертификат происхождения.
В таможню предъявляется оригинал сертификата.
Процесс получения сертификата происхождения довольно долгий и увеличивает время таможенного оформления. Получить сертификат можно почтой или с водителем. Если сертификат происхождения не подготовлен заранее, и требуется время на его получение, а груз необходимо растаможить оперативно, можно выпустить подшипники под обеспечение. На уплату обеспечения даётся 10 дней. Пошлина в размере 41,5% списывается с антидемпинговой платёжки, а через 2 месяца, если не будет предоставлен сертификат происхождения, средства списываются окончательно. Обеспечение антидемпинговой пошлины, как и других видов таможенных платежей, вносится на единый лицевой счет ФТС России.
Если нет возможности получить сертификат происхождения по тем или иным причинам. то снять с себя эту обязанность можно, указав, что страна происхождения товара не определена, т.е. в графе 34 проставить «00», но в этом случае будет начислена антидемпинговая пошлина в размере 41,5%.
Под действие антидемпинговой пошлины подпадают подшипники, которые классифицируются в ТН ВЭД под кодами:
- 8482101001;
- 8482101002;
- 8482101009;
- 8482109001;
- 8482109002;
- 8482109003;
- 8482109008;
- 8482200001;
- 8482200002;
- 8482200009;
- 8482300001;
- 8482300009;
- 8482500001;
- 8482500002;
- 8482500009;
- 8482800001;
- 8482800002;
- 8482800009;
- 8482911000;
- 8482919000;
- 8482990000.
Иногда можно избежать запроса сертификата происхождения, если выполнить осмотр перед подачей декларации, зафиксировать маркировку, где указан производитель и страна происхождения, а затем прикрепить к декларации этот документ.
Код ТН ВЭД | Таможенная ставка Импорт | Таможенная пошлина Экспорт |
---|---|---|
8482800009 | НДС: 20 % Пошлина: 10 % |
Пошлина: нет |
8482500009 | НДС: 20 % Пошлина: 10 % |
Пошлина: нет |
8482400009 | НДС: 20 % Пошлина: 10 % |
Пошлина: нет |
8483308008 | НДС: 20 % Пошлина: нет |
Пошлина: нет |
8482109008 | НДС: 20 % Пошлина: 10 % |
Пошлина: нет |
8482300009 | НДС: 20 %|нет Пошлина: 10 % |
Пошлина: нет |
8482101009 | НДС: 20 % Пошлина: 10 % |
Пошлина: нет |
8482109003 | НДС: 20 % Пошлина: нет |
Пошлина: нет |
8482109001 | НДС: 20 % Пошлина: 10 % |
Пошлина: нет |
8482200009 | НДС: 20 %|нет Пошлина: 10 % |
Пошлина: нет |
8482101002 | НДС: 20 % Пошлина: нет |
Пошлина: нет |
8482500001 | НДС: 20 % Пошлина: нет |
Пошлина: нет |
8482800001 | НДС: 20 % Пошлина: нет |
Пошлина: нет |
8482400001 | НДС: 20 % Пошлина: нет |
Пошлина: нет |
8482200001 | НДС: 20 %|нет Пошлина: нет |
Пошлина: нет |
8482500002 | НДС: 20 % Пошлина: нет |
Пошлина: нет |
8483602000 | НДС: 20 % Пошлина: 5 % |
Пошлина: нет |
8482109002 | НДС: 20 % Пошлина: нет |
Пошлина: нет |
8439300000 | НДС: 20 % Пошлина: нет |
Пошлина: нет |
8482800002 | НДС: 20 % Пошлина: нет |
Пошлина: нет |
8482 | НДС: 20 %|нет Пошлина: 9 % |
Пошлина: нет |
7318220009 | НДС: 20 % Пошлина: 8 % |
Пошлина: нет |
8503009900 | НДС: 20 % Пошлина: нет |
Пошлина: нет |
8712003000 | НДС: 20 % Пошлина: 14 % |
Пошлина: нет |
Особенности таможенного оформления
Поскольку подшипники достаточно сложно классифицировать. Для установки кода ТН ВЭД необходимо подробное описание товара. Также для таможенного оформления следует подготовить пакет основных документов, в который входят:
- инвойс;
- контракт ВЭД;
- упаковочный лист;
- накладная;
- паспорт сделки (если сумма договора превышает 50 тыс. долларов);
- страховка;
- платежное поручение об уплате таможенных платежей.
После прибытия груз выгружают из контейнера, размещают на СВХ и начинают процедуру таможенного оформления.
Согласно Решению КТС №299 от 28.05.2010 года подшипники подлежат санитарно-эпидемиологическому контролю на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, поскольку под действие данного решения попадает:
- продукция, являющаяся источником ионизирующего излучения (а также генерирующая его), изделия и товары, содержащие радиоактивные компоненты;
- продукция машиностроения и приборостроения производственного, медицинского и бытового назначения;
- строительное сырье и материалы, в которых гигиеническими нормативами регламентируется содержание радиоактивных веществ, в том числе производственные отходы для повторной переработки и использования в народном хозяйстве, лом черных и цветных металлов (металлолом).
Растаможку подшипников, прибывших в виде авиагруза, удобно осуществлять на Внуковской, Домодедовской, Шереметьевской таможнях, причем последней чаще всего отдается предпочтение. В этом случае декларация и пакет документов подаются в электронном виде в авиационный ЦЭД Шереметьевской таможни. Можно выбрать для таможенного оформления и другие таможенные посты, например Каширский, Ступинский, Новомосковский, Кубинка и другие. В ЦЭДе производится регистрация декларации и выпуск груза. Операции, связанные с непосредственным фактическим контролем, проводятся по месту нахождения груза.
Сертификация
Подшипники проверяются по техническому регламенту ТС 003/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава». Автомобильные подшипники проверяются по ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».
Чтобы определить технический регламент, нужно более точно установить характеристики товара и область действия технического регламента.
Для получения обязательной декларации соответствия или добровольного сертификата соответствия потребуются:
- заявка;
- учредительные документы фирмы;
- свидетельства ОГРН, ИНН;
- нормативные документы;
- перечень продукции;
- контракт ВЭД;
- протокол исследований.
Особенности импорта подшипников
Импортерами подшипников являются следующие страны:
- Китай;
- Япония;
- США;
- Великобритания;
- Германия;
- Польша;
- Канада;
- Бельгия;
- Австрия;
- Франция;
- Швеция;
- Нидерланды.
Часть подшипников ввозится в составе сложных деталей, поэтому в статистике не учитывается.
В последние годы, начиная с 2017, резко увеличился объем импорта из стран Юго-Восточной Азии. По большей части это продукция низкого качества, но в то же время и недорогая, поэтому она пользуется спросом. Какая-то часть, и довольно большая, подшипников ввозится нелегально. Это представляет опасность для отечественной машиностроительной отрасли. Антидемпинговая пошлина была введена в 2013 году для защиты российского производителя.
Наибольшим спросом пользуются шариковые подшипники, которые устанавливаются в электродвигатели, насосы, станки, бытовую технику. Это порядка 40% от общего объема потребления.
32% выпадает на долю роликовых конических подшипников, которые используются в ступица,х механических передачах и другом. Меньшую, но значительную, долю занимают роликовые цилиндрические подшипники, использующиеся в электродвигателях насосов, в редукторах.
Что касается общей доли импорта, то в 2017 году около 65% продукции импортировалось в РФ. Это объясняется тем, что в России достаточно много заводов, использующих иностранные комплектующие, а также привлекательными ценами на продукцию из Юго-Восточной Азии.
В плане импорта сложилась достаточно сложная ситуация, касающаяся опасности заполнения российского рынка контрафактной продукцией не только из Китая, но и из других стран, в которых подшипники не производятся – Латвии, Литвы, Малайзии. Эта контрафактная продукция нередко реализуется под видом продукции отечественного производства, поэтому она может участвовать в госзакупках и нередко выигрывает государственные тендеры, так как цена во многом является решающим фактором. Такая ситуация провоцирует упадок собственных производственных мощностей. В частности в 2018 году был закрыт Самарский подшипниковый завод.
Перевозка
Консервацию и упаковывание подшипников для защиты от коррозии проводят в соответствии с нормативным документом изготовителя на консервацию и упаковку подшипников, утвержденным в установленном порядке. Сроки хранения определяются способом консервации и упаковки.
Несколько важных моментов, которые стоит учесть при перевозке подшипников:
- Подшипники с наружным диаметром до 300 мм и массой до 8 кг классов точности 5, 4, Т, и 2 должны быть упакованы в коробки.
- Приборные подшипники с наружным диаметром до 30 мм всех классов точности должны быть упакованы в коробки. При этом подшипники классов точности 6, 5, 4, Т и 2 предварительно упаковывают в пластмассовые пробирки или полиэтиленовые пакеты.
- Подшипники в первичной упаковке или коробки с подшипниками для транспортирования упаковывают в ящики.
- Подшипники массой свыше 8 кг или диаметром свыше 300 мм упаковывают в ящики без коробки. Ящики должны быть выстланы внутри битумной бумагой, полимерной пленкой или др.материалами (бумага, пленка т.п.), обеспечивающими сохранность подшипников.
- Допускается применять другие виды транспортной тары, обеспечивающие сохранность подшипников, внутренней упаковки, не допускающие попадания внутрь капельно-жидкой влаги и не выделяющие коррозионно-активных веществ.
- Допускается перевозка подшипников массовым потребителям (по согласованию с ними) в многооборотной таре, железнодорожных, автомобильных и речных контейнерах, в крытых железнодорожных вагонах в первичной упаковке (без упаковывания в ящиках). При вагонной отгрузке подшипники должны быть пакетированы.
- При укладке подшипников в ящик или контейнер пустоты между коробками с подшипниками и стенками ящика должны быть заполнены вспомогательными материалами, не вызывающими коррозию и повреждение подшипников.
- В каждый ящик или контейнер (при упаковывании подшипников без ящиков) должен быть вложен сопроводительный документ (паспорт).
Коробки или бандероли, сопроводительный документ (паспорт), вкладываемый в ящик, должны иметь надписи:
- наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
- условное обозначение подшипников;
- категорию подшипников и знаки дополнительных технических требований (при наличии);
- число подшипников;
- дату консервации (месяц, год);
- обозначение настоящего стандарта или нормативного документа.
Транспортную тару следует маркировать в соответствии с требованиями ГОСТ 14192. Маркировку наносят на ярлык или непосредственно на ящик.
Дополнительно под основными надписями должно быть нанесено:
- наименование изделия;
- условное обозначение подшипников;
- категория подшипников (при наличии);
- обозначение настоящего стандарта или нормативного документа;
- число подшипников;
- манипуляционные знаки по ГОСТ 14192: «Хрупкое.Осторожно», «Беречь от влаги».
Допускается дополнительные информационные надписи при длине грузового места до 0,5 м включительно наносить шрифтом высотой знаков до 15 мм.
Транспортирование подшипников следует проводить только в закрытых транспортных средствах (вагонах, автомашинах, трюмах, самолетах).
Крупногабаритные подшипники допускается транспортировать на открытых транспортных средствах при условии дополнительной защиты ящиков от попадания атмосферных осадков.
Допускается транспортировать подшипники в ящиках, пакетированных и уложенных по определенной схеме на поддоне или без него, обтянутых металлической лентой или другим материалом, обеспечивающим неизменность форм пакета и сохранность подшипников при транспортировании.
Услуги таможенного брокера
Наша компания предлагает свою помощь в таможенном оформлении подшипников любого типа, в том числе подшипников, использующихся в генераторах и электродвигателях транспортных средств известных марок Honda, Suzuki, Yamaha и других. Мы определим код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС на основе описания продукции. Гарантируем беспроблемное таможенное оформление и оперативный выпуск грузов. Поможем получить разрешительные документы, заполнить декларацию, проверим имеющийся пакет бумаг. При этом соблюдаем запреты и ограничения, законодательные нормы, согласовываем условия с заказчиком и предоставляем отчётность.