На сегодняшний день большинство международных перевозок грузов осуществляется с использованием различных видов тары, которая служит целям безопасности перевозки и сохранности грузов. Это могут быть поддоны (паллеты), контейнеры, тележки, бочки и иные виды транспортного оборудования.
Однако на практике не существует единого и общепринятого способа таможенного оформления такой тары. Кто-то оформляет ее как упаковку груза и включает в общий вес брутто перевозимых товаров, кто-то подает на тару отдельную таможенную декларацию, кто-то использует АТА-карнет для оформления временного ввоза, а кто-то никак не оформляет тару и рискует быть привлеченным к административной ответственности за ее недекларирование.
Многооборотная тара представляет собой тару для многоразового использования. Она может возвращаться производителю в неповрежденном виде и использоваться повторно. В договоре купли-продажи прописывают обязанность возврата тары покупателем продавцу.
В качестве многооборотной тары используются ящики из полимерных материалов емкостью от 20 до 130 л. Размер основания может быть 400*300 или 400*600 мм. Такие ящики можно штабелировать один на другой. Ящики с крышками пломбируются пломбами. Они обеспечивают сохранность грузов при перевозке и защищают от несанкционированного доступа. Возвращая тару в порожнем состоянии, вкладывают ящики один в другой, благодаря чему занимаемый объем уменьшается на 75%.
К категории возвратной тары могут также относиться контейнеры, банки, бутылки, мешки и специфические виды пакетирования. К примеру, металлические кеги, в которых импортируется пиво, относятся к многооборотной таре, и на них нужно оформлять временный ввоз. Можно это сделать по упрощенке.
Многооборотная тара возвращается согласно ст. 517 ГК РФ. Как правило, поставляющая фирма вносит стоимость многооборотной тары в договор. Кроме того, информация о многооборотной таре прописывается в сопроводительных документах отдельной строкой. Гарантией возврата многооборотной тары может быть внесение залоговой платы. После возвращения тары производителю залог поступает обратно на счет покупателя.
Таможенное оформление многооборотной тары: особенности
Таможенное декларирование контейнеров, упаковок и поддонов, временно ввозимых и вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, вызывает вопросы у участников внешнеэкономической деятельности. В связи с этим, разъяснения по этому вопросу были оформлены в Письме ФТС РФ от 1 марта 2011 года №01-11/8833.
В качестве таможенной декларации при процедуре временного ввоза или вывоза используется декларация на товары.
В роли таможенной декларации могут выступать коммерческие, перевозочные или другие документы, в которых присутствуют необходимые сведения для выпуска товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Эти документы можно использовать в качестве декларации на товары при процедурах временного ввоза, временного вывоза, реэкспорта и реимпорта контейнеров, поддонов и другой упаковки, если они условно освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов.
При этом, согласно «Конвенции о временном ввозе», заключенной в г. Стамбуле 26 июня 1990 г., режим временного ввоза многооборотной тары может быть разрешен без предъявления таможенного документа и установления гарантии. Вместо них может быть предъявлено письменное обязательство о вывозе (п.3 ст.5 Приложения В.3 к Конвенции).
Упрощенный порядок декларирования
Не все знают, что для случаев, когда тара используется исключительно для целей перевозки и предполагается к обратному вывозу («многооборотная тара»), Конвенцией о временном ввозе, заключенной в Стамбуле 26.06.1990 (далее – Конвенция), установлен упрощенный порядок декларирования, который обладает целым рядом преимуществ:
- не требует подачи таможенной декларации на многооборотную тару;
- не требует уплаты таможенных платежей или предоставления обеспечения (гарантии) на ввоз многооборотной тары;
- не предполагает помещения многооборотной тары под процедуру таможенного транзита и не требует обратного вывоза через ту же страну ЕАЭС, через которую был произведен ее ввоз (как в случае с АТА-карнетом).
Также указано, что вместо таможенного документа и гарантии на поддоны и упаковки от пользователя права временного ввоза может быть потребовано предъявить таможенным органам письменное обязательство об их вывозе. Лицам, регулярно пользующимся режимом временного ввоза, разрешается предоставлять одно общее обязательство.
Возможность применения упрощенного порядка декларирования многооборотной тары, предусмотренного Конвенцией, на территории Российской Федерации подтверждена Федеральной таможенной службой РФ в Письме от 05.10.2011 N 01-11/48016 «О таможенном декларировании многооборотной тары». Согласно данному Письму при совершении таможенных операций в отношении контейнеров, поддонов и упаковок (многооборотной тары) по выбору декларанта могут быть использованы как нормы Конвенции, так и нормы таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле.
Таким образом, при намерении осуществить ввоз тары на территорию ЕАЭС с использованием упрощенного порядка декларирования, предусмотренного Конвенцией, мы рекомендуем следующий алгоритм действий:
- уточнить у заказчика перевозки либо по товаросопроводительным документам, что тара является многооборотной – не является предметом внешнеэкономической сделки и предполагается к обратному вывозу с территории ЕАЭС;
- уточнить маршрут перевозки, чтобы ввоз и обратный вывоз тары осуществлялись через границу РФ или Беларуси, поскольку иные члены ЕАЭС (Казахстан, Кыргызстан и Армения) не являются участниками Конвенции;
- определить вид многооборотной тары – упаковка, контейнер или поддон (при необходимости обратиться для этого к определениям, содержащимся в статье 1 Приложения В.3 Конвенции), так как к письменному обязательству, предоставляемому при временном ввозе контейнеров, предъявляются дополнительные требования;
- убедиться, что имеется возможность идентификации многооборотной тары (кроме поддонов, идентификация которых не является обязательной) с помощью маркировки или иных способов, указанных в статье 341 ТК ЕАЭС. Для контейнеров маркировка является обязательной.
При ввозе предоставить письменное обязательство об обратном вывозе в свободной форме (установленной формы нет), в котором обязательно отразить следующее:
- товары перевозятся с использованием многооборотной тары (привести описание упаковки, поддонов или контейнеров);
- количество тары;
- общий вес тары (может оказаться важно при проведении весового контроля);
- просьба произвести упрощенное таможенное оформление тары в соответствии со статьей 5 Приложения B.3 Конвенции о временном ввозе;
- обязательство произвести обратный вывоз оборудования в течение определенного срока (указать срок, который не должен превышать максимальный срок временного ввоза в соответствии с таможенным законодательством).
При ввозе контейнеров необходимо в обязательстве дополнительно указать следующее:
- обязательство предоставлять таможенным органам по их требованию подробную информацию о движении каждого контейнера, ввезенного в соответствии с процедурой временного ввоза, включая дату и место его ввоза на территорию ЕАЭС и вывоза из нее, или перечень контейнеров, к которому приложено обязательство об их вывозе;
- обязательство уплачивать ввозные пошлины и сборы, которые могут налагаться в тех случаях, когда не выполнены условия временного ввоза.
Произвести обратный вывоз многооборотной тары с территории ЕАЭС необходимо в пределах срока, указанного в письменном обязательстве.
Для того, чтобы зафиксировать факт обратного вывоза тары, оформить перевозочные документы (CMR) с указанием перевозимой тары, ее количества и веса, которые соответствуют информации, указанной в обязательстве.
Также важно знать:
- временно ввезенную упаковку запрещено использовать для внутренних перевозок;
- обратный вывоз тары должен осуществляться тем же лицом, которое оформило ее временный ввоз;
- требование об обратном вывозе тары тем же транспортным средством нигде не установлено, следовательно тару, ввезенную несколькими транспортными средствами, разрешено вывозить в одной машине;
- перечень видов многооборотной тары, которые могут декларироваться в упрощенном порядке, не является исчерпывающим;
- при использовании в международной перевозке деревянной тары, в частности, поддонов, необходимо также учитывать фитосанитарные правила ЕАЭС. Об особенностях фитосанитарного контроля поддонов и правилах их декларирования вы можете также узнать в публикациях, размещенных ранее на нашем сайте.
Услуги таможенного брокера
Наша компания занимается таможенным оформлением многооборотной тары и других товаров. Мы имеем многолетний опыт работы в сфере таможенных услуг и ВЭД, а также проводим экспедирование грузов.
При растаможке многооборотной тары следует внимательно подойти к вопросу ее декларирования, т.к. помещение под определенную таможенную процедуру и дальнейший возврат поможет сэкономить и оптимизировать траты на таможне.
В услугу таможенной очистки многооборотной тары входит:
- консультирование по вопросам таможенного оформления;
- проверка предоставленного Заказчиком пакета документов для таможенного оформления одной товарной партии (в том числе товаросопроводительных документов);
- формализация документов по поставке, подготовка, заполнение ДТ и подача в электронном виде в таможенный орган.