Физическому лицу, имеющему в частной собственности воздушное судно, не выгодно держать самолет в ангаре, пока транспорт не используется владельцем. С целью снижения издержек практикуется сдача личных самолетов в аренду для осуществления коммерческих рейсов. Коммерческое использование самолетов, зарегистрированных за рубежом, для осуществления внутренних рейсов предполагает особенный режим таможенного оформления. Этими нюансами нередко пренебрегают, поэтому в последнее время участились штрафы компаний, которые занимаются управлением и обеспечением полетов воздушных судов деловой авиации, владельцами которых являются физические лица или организации.
Источники проблемы
На данный момент возможны следующие варианты таможенного оформления иностранного бизнес-джета:
- Оформление в качестве транспортного средства международной перевозки (ТСМП). По закону при таком варианте оформления не допускаются перемещения, кроме заявленных, и запрещено передавать самолет другим лицам.
- Временный ввоз с ежемесячной уплатой 3% от ввозных пошлин и ввозного НДС.
- Полная таможенная очистка ВС. Разрешено коммерческое использование.
До недавнего времени контроль относительно процедуры оформления временного ввоза со стороны Росавиации и ФТС был относительно слабым. Негласно внутренние рейсы по России можно было осуществлять на самолетах с зарубежной регистрацией на основании разрешений на выполнение разовых полетов, т.е. фактически нерастаможенных транспортных средствах. Самолеты оформлялись как ТСМП, но совершали внутренние перелеты по России, в то время как в ст.1 Монреальской конвенции 1999 года указано, что перевозка между двумя пунктами на территории одного государства-участника без согласованного места остановки на территории другого государства не является международной перевозкой.
Актуальные проблемы, которые связаны с таможенным оформлением бизнес-джетов, вытекают из неправильно выбранного режима таможенного оформления, сделанного умышленно или по незнанию:
- нарушение сроков уплаты таможенных платежей;
- использование транспортных средств, заявленных как транспортное средство международной перевозки (ТСМП), для организации внутренних перелетов;
- превышение максимально возможного срока пребывания ВС в стране.
Теперь контроль со стороны Росавиации и ФТС усилился. Необходимо тщательно выбирать режим таможенного оформления, чтобы избежать уголовного и административного наказания, изъятия воздушного судна. Перевозчикам рекомендовано пользоваться услугами таможенного представителя. Таможенные операции, связанные с таможенным декларированием транспортных средств международной перевозки, могут совершаться таможенным представителем от имени перевозчика, что соответствует ч. 3 ст. 199 ФЗ о ТР.
В праве ЕАЭС предусмотрены варианты оформления временного ввоза бизнес-джетов с более широкими возможностями использования самолетов. Речь о таможенной процедуре временного ввоза. Первый вариант такого ввоза – не для получения дохода: самолеты массой до 20 т, а также вместимостью не более 19 пассажиров могут временно ввозиться в упрощенном порядке – без уплаты таможенных пошлин, налогов. Заявление на ввоз может быть подано в письменном виде. Однако предельный срок ввоза воздушного судна не должен превышать 30 дней подряд и 180 дней в течение года.
При втором варианте временного ввоза самолет может находиться в ЕАЭС до двух лет, но при ввозе необходимо заполнить декларацию на товары, а также ежемесячно оплачивать таможенные платежи в 3% от суммы таможенных платежей за импорт такого самолета. То есть если лицо импортировало самолет стоимостью 100 млн руб. по таможенной процедуре ввоза для внутреннего потребления, то таможенные платежи составили бы 20% от стоимости – 20 млн руб. Так вот, за один месяц временного ввоза в ЕАЭС нужно будет заплатить 3% от 20 млн руб. – 600 000 руб.
В некоторых случаях при оформлении процедуры временного ввоза таможня может потребовать обеспечение уплаты пошлин, налогов (денежный залог, банковская гарантия и т. д.).
Перевозчик в любом случае должен предоставлять в таможенные органы информацию о модели самолета, маршруте, сроке пребывания, несмотря на VIP-статус пассажиров, подавать Декларацию на транспортное средство (согласно Решению Комиссии Таможенного союза № 422 от 14 октября 2010 года) и генеральную декларацию (в соответствии с Чикагской конвенцией 1944 года о международной гражданской авиации). Сейчас процедурой таможенного оформления занимается пилот. Он тратит время и силы на бюрократические процедуры, вместо того, чтобы отдохнуть после перелета. В настоящее время таможенный брокер привлекается только для легализации внутренних полетов по России.
Декларирование в упрощенном режиме предполагает освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов и ограничение по срокам пребывания, как было сказано выше.
Но, согласно гл. 29 Таможенного кодекса, которая дополняется Решениями Евразийской экономической комиссии, полное освобождение от уплаты ввозных пошлин и налогов для гражданских пассажирских самолётов с количеством пассажирских мест не более чем на 19 человек, возможно только в тех случаях, когда воздушное судно принадлежит иностранному гражданину или юридическому лицу и используется на таможенной территории ЕАЭС не для получения дохода на нерегулярных рейсах вне коммерческого расписания. Коммерческое использование оформленных данным образом ВС незаконно. Вместе с тем, временный ввоз для коммерческого использования и полная таможенная очистка воздушного судна практически не использовались до недавнего времени.
Особенности таможенного оформления
Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки может осуществляться:
- с использованием декларации на транспортное средство (Декларация на транспортное средство как одна из форм таможенной декларации, согласно п. 3 ст. 278 ТК ЕАЭС);
- с использованием предварительного информирования (ПИ);
- с использованием заявления в рамках упрощённого таможенного декларирования (распространяется не на все воздушные суда).
При этом только с использованием Декларации на транспортное средство в качестве таможенной декларации можно осуществлять таможенное декларирование (как ввоз воздушного судна, так и вывоз) в электронной форме с предоставлением комплекта соответствующих документов также в электронной форме. Декларация подается в течение трех часов с момента уведомления таможенных органов о прибытии на таможенную территорию ЕАЭС, за исключением отдельных случаев, указанных в ч.5 ст. 199 ФЗ о ТР.
Что мы предлагаем
Мы предлагаем нашим партнерам таможенное оформление «под ключ». Другими словами, наша компания готово полностью взять на себя таможенное оформление воздушного судна, включая оформление генеральной декларации. В результате этого пилот освобождается от лишних обязанностей. Таможенный представитель работает в четком соответствии с законодательством и учитывает цели использования воздушного судна. При необходимости брокер оперативно внесет обеспечение уплаты налогов и пошлин в виде банковской гарантии, денежного залога, перевыставив счет клиенту, оформит не только легкие самолеты, но и переоборудованные пассажирские лайнеры, использующиеся для бизнес-полетов. Это означает, что в дальнейшем не возникнет претензий со стороны ФТС.
Для обслуживания бизнес-авиации используются бизнес-терминалы аэропортов Московского авиаузла и VIP-зоны международных аэропортов: Шереметьево (SVO), Внуково (VKO), Домодедово (DME).
Доступ посторонних лиц в терминал запрещен, предусмотрены залы для переговоров и все условия для ускоренного прохождения зон паспортного, пограничного и таможенного контроля. Досмотр проходит за 30-40 секунд, в тех же временных рамках – паспортный контроль, если полет зарубежный. Непосредственно к самолету можно прибыть на личном автомобиле. Самолет располагается в 50 м от терминала. Вся процедура от прибытия до посадки в самолет занимает порядка 8-15 для внутренних рейсов и до 15 минут – для международных рейсов.
Наша компания – таможенный представитель в бизнес-терминалах московских аэропортов. К примеру, наши сотрудники могут встретить вас непосредственно на территории Терминала A Шереметьево и оформить все необходимые документы, не отвлекая от важных дел. Вся процедура займет всего несколько минут.
В целом, для нас не важно, кто именно выступает нашим клиентом – компания или непосредственно владелец самолета. Наша задача сделать все грамотно и быстро.
Сотрудничество с нами дает нашим партнерам следующие преимущества:
- снижение риска административной ответственности за неправильное таможенное оформление бизнес-джетов;
- оперативность работы в сотрудничестве;
- делегирование задач по юридическому и финансовому сопровождению таможенного оформления ВС таможенному представителю, следовательно, полностью снимается обязанность по подготовке документов для таможни;
- снижение эксплуатационных расходов.
Почему мы
Наша компания имеет необходимые лицензии и разрешения. Мы нацелены на длительное взаимовыгодное сотрудничество с российскими и зарубежными компаниям, самолеты которых зарегистрированы за границей, но в частном порядке совершают перелеты в РФ и летают по России. Понимаем суть проблемы и готовы помочь с ее решением.