Таможенное оформление автобусов: основные особенности

Консультация таможенного брокера

Парк автобусной техники в большинстве российских городов состоит на 50% из импортных автобусов, причем только 10% из них являются новыми. Даже в эпоху всеобщего благоденствия в СССР преимущественно на городских маршрутах использовались импортные автобусы, особенно в городах областного значения. Достаточно вспомнить такие известные марки автобусов, как «Икарус» (производства Венгерской Народной Республики).

Сейчас ситуация с обеспечением городов и населенных пунктов в России автобусной техникой несколько изменилась в положительную сторону. На внутренний рынок стала поступать качественная техника из Евросоюза, Кореи и из Китая. Актуальность проблемы по ввозу б/у автобусов обозначена в недавнем аналитическом исследовании агентства РАМиР. Согласно данным RAMIR, в январе-мае 2019 г. В импорте автобусов значительная доля пришлась на более старую технику. Наибольшую долю заняла техника возрастом 11-15 лет – 37,1%, также ввезено большое количество автобусов возрастом 8-10 лет – 22,2%.

Тем не менее, импорт пока остается одним из основных источников пополнения автобусных парков городов страны. В этой статье будет рассказано об основных моментах, связанных с ввозом этой техники на территорию РФ, специфике таможенного оформления автобусов.

Некоторые специфические особенности ввоза автобусной техники на территорию России и ее таможенного оформления

Российское государство заинтересовано в том, чтобы на его территорию ввозилась техника, соответствующая мировым стандартам. Однако имеются некоторые особенности:

  • Все автобусы, независимо от класса, пассажирской вместимости должны иметь экологический класс не ниже Евро – 4.
  • Для ряда стран, из которых импортируется автобусная техника, предусмотрены существенные льготы. Так, например, импорт автобусов из Сербии (хотя она не является производителем этого вида транспортных средств) производится при нулевой ставке таможенной пошлины.
  • Ставка таможенной пошлины на автобусы устанавливается в зависимости от кубатуры двигателя ТС и возраста машины.
  • При таможенном оформлении в ДТ указывается не дата первичной регистрации ТС, а дата его заводского выпуска.

Чтобы узнать точное время производства автобуса, нужно отправить запрос. Причём ответ должен исходить именно от производителя автобуса, а не от прежнего его владельца или органов учёта. Ситуация осложнится, если транспортное средство было выпущено в другой стране, а не в той, где было куплено.

Что входит в процесс растаможки автобусной техники

Чтобы автобусная техника прошла таможенную очистку (растаможку), владельцам или импортирующей экспедиторской компании (организации) следует заплатить следующие типы платежей и фискальных таможенных сборов:

  1. Налог на добавленную стоимость – 18% от общей таможенной оценки ТС. Для некоторых видов автобусов, например для инвалидов, ставка НДС равна 0. По льготным ставкам НДС ввозятся автобусы для медицинских учреждений, детских центров. 10% льготный НДС установлен для автобусов на электрической тяге или на электробусы.
  2. Таможенная пошлина. Ее размер находится в прямой зависимости от пассажирской вместимости автобуса, объема его двигателя, типа ДВС (карбюраторный или дизельный), а также от года выпуска. Действующие ставки таможенных пошлин приведены в соответствующей таблице.


  3. Акцизный сбор. В настоящее время акцизный сбор составляет 400 рублей за каждую единицу мощности ДВС, в л.с.
  4. Утилизационный сбор. При растаможке автобусов взимается утилизационный сбор. Величина утилизационного тарифа зависит от величины базовой ставки сбора и специального корректирующего коэффициента, определяемого объёмом двигателя импортируемого автобуса.

В 2020 году были внесены изменения расчетов утилизационного сбора.

Таможенное оформление автобусов: основные особенности
источник lada-xray2.ru

Некоторые рекомендации при составлении ДТ на импорт автобусной техники

При составлении общей декларации на ввозимый автобус (ДТ) требуется указать соответствующий код ТН ВЭД. Чтобы у импортера не возникло ненужных проблем на таможне и не было лишних расходов, рекомендуется применять следующие варианты указания кодов ТН ВЭД:

  • Код 87022011. Используется для ввоза автобусов гибридного типа (использующих ДВС и электродвигатели), пассажирской вместимостью более 10 посадочных мест, общим объемом ДВС более 2500 куб. см. Диапазон установленных таможенных пошлин – от 0 до 12% от таможенной оценки ТС. Средняя ставка: 80 евроцентов за каждый куб. см ДВС.
  • Код 870210. Используется при ввозе новых автобусов (без пробега) пассажирской вместимостью более 41 посадочного места. Диапазон ставок НДС – от 0 до 18%. Средняя ставка таможенной пошлины: 1.101 евро за каждый куб. см объема ДВС.
  • Код 870240000. Ввозимые автобусы, приводимые в движение только электрической тягой (электробусы). Ставка НДС по этой товарной позиции составляет при таможенной очистке до 18%. Средняя ставка таможенной пошлины – 10% от заявленной таможенной стоимости.

Какие необходимы документы для таможенного оформления автобусной техники

Общий список документов, необходимых для прохождения таможенной очистки ввозимой импортной автобусной техники, выглядит следующим образом:

  1. Контракт/договор купли продажи с приложениями, дополнениями, спецификациями (желательно для декларанта иметь этот документ в формате Word).
  2. Счёт-фактура (Invoice) + (заверенный перевод инвойса).
  3. Техническое описание на товар (паспорт безопасности).
  4. Упаковочный лист (Package list) (при необходимости).
  5. Перевозочный документ – оригинал с личной печатью таможенного инспектора СMR(TIR)/Air Way Bill/ЖД накладная/Морской или речной Коносамент.
  6. Сертификаты соответствия.
  7. Сертификат происхождения СТ-1/СТ-2 или Form А.
  8. Сведения о контракте (Уникальный номер присвоенный банком) или паспорт сделки.
  9. Платёжное поручение на таможню по произведенной оплате — (ПОШЛИНА, НДС).
  10. Оплата за товар, если предусмотрено по контракту.
  11. Страховка (для условий поставки CIP или CIF).
  12. Транспортный договор + счет за транспорт (при необходимости).
  13. Прайс-лист завода изготовителя, заверенный Торговой Промышленной Палатой (ТПП) страны происхождения.
  14. ПТС на автобус с указанием номера шасси, двигателя и VIN-номеров.

 

Средняя по России стоимость таможенного оформления при пользовании услугами таможенных брокеров или транспортных экспедиторских фирм, составляет 25-30 тысяч рублей. Естественно, это кроме оплаты таможенных платежей. На деле это намного дешевле, быстрее и удобнее, чем самостоятельное оформление. Обращайтесь в нашу компанию, и вам не придется познавать все тонкости таможенной очистки автобусов и другой техники. Наши таможенные представители специализируются на таможенном оформлении автобусов под любой таможенной процедурой. Вам не придется беспокоиться ни о правильности заполнения документов, ни о сроках растаможки, ни о сохранности автобуса – все эти заботы таможенный брокер берет на себя.

Все про таможенное оформление