Таможенный транзит согласно ст. 142 Таможенного кодекса ЕАЭС – это таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру. Под таможенным органом в данном случае подразумевается таможенный пост, поскольку совершение таможенных операций, связанных с регистрацией, выпуском транзитных деклараций и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, происходит на таможенных постах.
Таможенный транзит может иметь место лишь в том случае, если перевозка товаров связана с перемещением из региона деятельности одного таможенного поста в регион деятельности другого таможенного поста.
Перевозка (транспортировка) товаров в пределах региона одного таможенного поста осуществляется без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита. В этом случае должностные лица таможенного поста применяют, как правило, таможенное наблюдение как меру, обеспечивающую проведение таможенного контроля.
Правом ЕАЭС определено, что под таможенную процедуру таможенного транзита помещаются:
- иностранные товары (таких таможенных транзитов больше всего);
- товары ЕАЭС в определённых случаях;
- иностранные товары и товары ЕАЭС, если перемещение осуществляется через территории государств, не являющиеся государствами-членами ЕАЭС (не применяется при перевозке товаров воздушным транспортом, когда аэропорт отправления и аэропорт назначения располагаются на территории ЕАЭС).
Условия таможенного транзита
Сам по себе таможенный транзит сопровождает транспортировку товаров, поэтому необходимо наличие договора перевозки или экспедирования между грузоотправителем и грузополучателем товаров. Как следствие, требуется наличие транспортных (перевозочных) документов, а также транспортного средства, отвечающего требованиям к перевозке: наличие цельных грузовых отсеков без повреждений с возможностью наложения средств таможенной идентификации (пломб).
Ещё одним условием таможенного транзита является наличие обеспечения уплаты таможенных платежей. Данное обеспечение в РФ может быть предоставлено в форме поручительства или в виде банковской гарантии, либо в виде денежного залога. Сумма обеспечения рассчитывается, исходя из суммы таможенных платежей, которые подлежали бы уплате в случае помещения иностранных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или помещения товаров ЕАЭС под таможенную процедуру экспорта (для товаров, в отношении которых предусмотрена уплата вывозных таможенных пошлин).
Сегодня в качестве таможенного обеспечения прибегают в основном к форме поручительства, особенно при перевозке товаров по территории РФ. Схема предоставления поручительства в данной ситуации достаточно проста и не требует больших финансовых и временных затрат. Приказ ФТС России Приказ ФТС России от 10.02.2012 № 245 регламентирует действия должностных лиц таможенных органов при работе с поручительством.
Так, существует страховая компания «Арсенал», которая заключила договор поручительства с ФТС России на достаточно крупную сумму и в рамках этого договора эта компания заключает с заинтересованными лицами – декларантами, перевозчиками, экспедиторами – дополнительные соглашения к данному договору поручительства, регистрируя их в ФТС России. За заключение допсоглашения на один таможенный транзит СК «Арсенал» взимает страховую премию по прейскуранту. Далее декларант в транзитной декларации при её подаче на таможенный пост в гр. 52 указывает регистрационный номер этого допсоглашения, тем самым подтверждая предоставление таможенного обеспечения при таможенном транзите.
Альтернативой заключения договорных отношений с СК «Арсенал» является заключение договора перевозки с транспортными компаниями, имеющими Carnet TIR (книжку МДП, международных дорожных перевозок). Наличие таких книжек МДП при таможенном транзите является свидетельством таможенного обеспечения от Международной ассоциации автомобильных перевозчиков. Но необходимо отметить, что есть случаи, когда книжка МДП не может быть применена: при таможенном транзите крепкого алкоголя и табачных сигарет.
Случаи, когда таможенное обеспечение при таможенном транзите не предоставляется, определены пунктом 4 статьи 146 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Наконец, последнее важное условие таможенного транзита – соблюдение запретов и ограничений, установленных как на уровне ЕАЭС, так и на уровне законодательства РФ. Если, например, на какие-либо товары при транспортировке необходимо получение разрешений (лицензий), то предоставление таких документов при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита обязательно.
Виды таможенного транзита
При этом транзитные грузы сохраняют свою национальную принадлежность и не облагаются таможенными пошлинами. Исходя из вышесказанного, можно определить 5 видов таможенного транзита — ТТ:
- Перевозка иностранных товаров от таможенного органа прибытия до таможенного органа убытия;
- Транспортировка иностранных товаров от места прибытия до внутреннего таможенного органа;
- Транспортировка товаров ЕАЭС от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;
- Перевозка товаров между внутренними таможенными органами;
- Транспортировка товаров между таможенными органами ЕАЭС через территории третьих стран, либо по морю.
Порядок прохождения транзита
Как бы там ни было, таможенная процедура таможенного транзита предполагает выполнение и других условий, помимо обеспечения уплаты таможенных платежей, подчиняется определенному порядку, и об этом, конечно же, тоже надо знать, если не хочется вместе с товарами застрять на пропускном пункте.
Какие еще условия необходимы для открытия процедуры таможенного транзита?
- Товары, которые ввозятся на территорию России (или вывозятся с нее), не должны быть запрещены к ввозу (вывозу) (для примера вспомним о санкциях).
- Ввозимые товары прошли предусмотренный для них пограничный контроль (ветеринарный, фитосанитарный, транспортный…).
- На товары, перемещение которых через границу РФ ограничено, представлены соответствующие документы, подтверждающие соблюдение ограничений.
- Обеспечена идентификация товаров. При этом к средствам идентификации товаров относятся: пломбы, печати, нанесение цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационные знаки, проставление штампов, отбор проб и образцов, подробное описание товаров, составление чертежей, изготовление масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, товаросопроводительная и иная документация.
- Если товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями, то конструкция транспортного средства должна отвечать всем необходимым требованиям. Таможенные пломбы и печати, кстати, накладываются в таможне отправления и признаются таможенными службами других стран. Будучи неповрежденными, они подтверждают, что в пути никто не имел доступ к грузу, а потому в таком случае проверка груза, как правило, не требуется.
- Но главное — должна быть представлена транзитная декларация.
Транзитная декларация
Таможенный Кодекс ЕАЭС принимает в качестве транзитной декларации любые транспортные и коммерческие документы (для международных перевозок это, как правило, CMR-накладная и инвойс). С условием, что в них в полном объеме содержатся все необходимые данные:
- сведения об отправителе и получателе товара (с указанием страны отправления и назначения);
- сведения о декларанте и перевозчике;
- сведения о транспортном средстве, перевозящем товар;
- наименование, количество и стоимость товара;
- код товара по ТН ВЭД (на уровне первых шести знаков);
- вес брутто, объем, а также количество товаров в дополнительных единицах измерения (например, в штуках);
- количество грузовых мест;
- пункт назначения;
- указание на документы, которые подтверждают разрешение на ввоз/вывоз товаров (если в отношении такого вида товаров действуют какие-либо ограничения);
- сведения о планируемых в пути перегрузках и грузовых операциях.
Кроме того, предусмотрена транзитная декларация отдельным документом, форма которого установлена Комиссией ЕАЭС.
В соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС декларирование должно осуществляться в электронном виде. Однако для транзита на данный момент пока сделано исключение и таможня пока принимает декларацию (или то, что предусмотрено вместо нее) на бумажном носителе.
Кто может быть декларантом? (То есть тем лицом, которое отвечает за перемещение товаров через границу и взаимодействует с таможенными органами.)
- Перевозчик (и таможенный в том числе).
- Экспедитор (если он зарегистрирован на территории России).
- Лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку (или по чьему поручению эта сделка была заключена).
- Лицо, которое вправе владеть, пользоваться и распоряжаться товарами.
Последние два пункта относятся к резидентам Российской Федерации и касаются, по большей части, ввозного и внутреннего транзита.
Начало транзита
Итак, как только таможенным органом проверено соблюдение всех условий, требующихся для открытия процедуры транзита, принята и зарегистрирована транзитная декларация (а она должна быть зарегистрирована максимум в течение одного часа со времени подачи), ее регистрационный номер внесен в базу, транспортное средство может начинать движение. Правда, прежде таможенный орган также определяет для него сроки транзита — то есть то максимальное время, по истечении которого автомобиль точно должен прибыть в таможню назначения.
Вообще, по предельным показателям срок транзита рассчитывается следующим образом: 2 000 километров в месяц, однако на практике таможенные органы чаще применяют формулу — 450 километров в сутки.
Сроки транзита и место доставки проставляются в информационной системе и в таможенной декларации (или заменяющем ее документе). А в транспортной накладной, кстати, делается запись о том, что товар выпущен для транзита. Перевозчик при этом получает на руки один лист транзитной декларации (если она есть), один экземпляр транспортного документа и один комплект всех других необходимых документов, которые он и должен представить таможне назначения (при условии, конечно, что декларирование осуществлялось в письменном, а не в электронном виде).
Все грузовые операции, перегрузки на другое транспортное средство во время транзита должны происходить с ведома и по разрешению таможенных органов. Если в пути произошла авария (или еще какое-то непредвиденное обстоятельство) и автомобиль больше не может продолжать движение, водитель обязан уведомить о случившемся ближайший таможенный орган, который, в свою очередь, сообщает об этом и о месте нахождения товаров в таможенные органы отправления и назначения. Кроме того, должен быть составлен специальный акт об аварии.
Завершение транзита
Завершается процедура транзита тогда, когда транспортное средство прибыло в таможню назначения: в течение трех часов водитель должен сообщить, что груз находится в зоне таможенного контроля, и представить таможенному органу транзитную декларацию и другие необходимые документы.
Если же автомобиль приехал тогда, когда таможенный орган не работает (выходные дни, ночное время), сообщать о своем прибытии перевозчик должен не позднее чем через три часа после возобновления работы таможни.
После того как прибытие зарегистрировано (а таможенный орган обязан его зарегистрировать в течение часа с момента представления всех документов), начинается проверка транспортного средства, груза, документации. Если никаких нарушений не обнаружено, то в течение четырех часов должно быть оформлено завершение транзита. Оно подтверждается штампом в транспортном документе «Товар поступил» и отметками о завершении транзита в транзитной декларации (если она есть). После чего товар помещается под другую таможенную процедуру (например, выпуск для внутреннего потребления), а водитель либо следует в следующий таможенный орган (при внутреннем транзите при осуществлении сборных грузоперевозок), либо может отдыхать (при ввозном транзите). В том смысле, что на данный момент он свою работу выполнил.
А вот при сквозном транзите процедура его завершения несколько иная: после регистрации и проверки транспортного средства с грузом транзитную декларацию закрывают, а на транспортном документе проставляют штамп «Товар проследовал», подтверждая тем самым, что товар покинул территорию Российской Федерации.
Возможности таможенного представителя
Наша компания имеет контакты с агентами СК «Арсенал», что позволяет экономить время на заключении допсоглашений договоров поручительства при таможенном транзите. Также таможенный представитель помогает своим клиентам в вопросах оформления денежного залога и сертификатов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите.