Пиломатериалы – это материал, полученный путем продольного распиливания бревен, с последующим продольным и поперечным (при необходимости) делением полученных частей. В конечном итоге получается продукция определенной формы и размеров, имеющая минимум две (лицевую и тыльную) параллельные стороны. Данный вид материалов производят на специальных предприятиях, оснащенных ленточнопильным, круглопильным и другим оборудованием.
Экспорт (импорт) древесины и изделий из них представлены большим разнообразием продукции: лес кругляк, брус, обрезная доска, необрезная доска и прочие. Каждый вид пиломатериала, как и порода древесины из которой они изготовлены существенно влияют на стоимость таможенного оформления, размеры пошлин и НДС.
Через границу Российской Федерации ежедневно перевозятся крупные партии пиломатериалов. И, несмотря на большой объем продукции, вся она строго проверяется. Подготовиться к самостоятельному таможенному оформлению пиломатериалов можно, но это не гарантирует успешного завершения дела, потому что необходимо собрать значительный объем документов, заполнить их должным образом, пройти фитосанитарный контроль. На любом этапе возможно обнаружение нарушений, а, следовательно, непредвиденные задержки и штрафы.
Виды продукции
К пиломатериалам относятся:
- опилки, стружка и щепа;
- пиловочник, кряж, горбыль;
- паркет и вагонка;
- фанера;
- дрова и гранулированное древесное топливо;
- деревянная упаковка;
- заготовки для мебели;
- доски, брус и другое.
Основные направления экспорта пиломатериалов
Главное направление экспортных поставок российских пиломатериалов из России – Восточная Азия, СНГ и Европа. Следует отметить, что в Японию и Европу экспортируются более дорогие пиломатериалы, предназначенные для деревянного домостроения. В Китай и Северную Африку (Египет) менее дорогие, используемые, в основном, для опалубки, возведения лесов. Российские предприятия отгружают экспортные пиломатериалы примерно в 25 стран мира.

Китай – ведущий импортер российских пиломатериалов. По итогам 2020 г. в Китай было вывезено около 59% совокупного объема экспортных поставок российских пиломатериалов. Второе место по объемам экспорта пиломатериалов предыдущие годы занимали импортеры из Узбекистана, однако в 2020 г. поставки в эту страну были существенно снижены — с 1452 тыс. тонн в 2019 г. до 29 тыс. тонн — в отчетном году. В Азербайджан и в Египет в 2020 г. было отправлено по три процента от уровня экспорта в каждую из стран. На рынки Японии, Казахстана и Эстонии было отправлено по два процента от совокупного экспорта пиломатериалов. Примерно по одному проценту суммарного экспорта отгружено в такие страны, как Финляндия, Иран и Германия. В списке импортеров российских пиломатериалов находятся также такие страны, как Республика Корея, Латвия, Великобритания, Таджикистан и Франция и др. см. Диаграмма: Долевое распределение объемов экспорт пиломатериалов по ведущим странам-импортерам
Китай — ведущий импортер российских пиломатериалов. Россия отгружает в КНР в основном хвойные пиломатериалы. В перспективе потребности Китая в распиленной древесине будут определяться растущим внутренним потреблением, а это в свою очередь обусловит тенденцию к расширению импорта
Особенности экспортной и импортной продукции
Если оценивать статистические данные, начиная с 2011 года, то окажется, что экспорт необработанной древесины из России сократился, а пиломатериалов, наоборот, увеличился. Российские пиломатериалы востребованы в таких странах, как:
- Китай;
- Япония;
- Узбекистан;
- Египет;
- Великобритания;
- Германия;
- Бельгия;
- Нидерланды;
- Италия.
Особенность экспортного оформления в том, что к продукции предъявляются требования не менее строгие, чем к импорту.
На экспорт идут в основном доски и брус из ели, сосны, лиственницы, поскольку именно эти породы древесины наиболее распространены. Кроме них, экспортируют пиломатериалы из:
- ольхи;
- ясеня;
- березы;
- бука;
- дуба;
- осины
Пиломатериалы, как экспортируемые, так и импортируемые, должны соответствовать техническим условиям, а именно:
- ГОСТ 24454-83 – о требованиях к размерам;
- ГОСТ 26002-83 – технические условия к пиломатериалам из хвойных пород древесины.
Таможенные платежи
Размер обязательных таможенных платежей рассчитывается в зависимости от направления перевозки. Для экспортируемых пиломатериалов таможенная пошлина, как правило, составляет 0%. НДС также не предусмотрен.
При импорте продукции уплачивается:
- сбор за таможенное оформление;
- НДС 20%;
- ввозная пошлина – от 0% до 12% (зависит от классификационного кода ТН ВЭД, страны происхождения).
Экспортные пошлины
С 01.07.2021 были введены экспортные пошлины на отдельные виды древесины.
Для хвойных пород и дуба ставка пошлины составит 10%, но не менее 13 и 15 евро за 1 куб. м. Размер экспортных пошлин на бук и ясень также составит 10%, но не менее 50 евро за 1 куб. м.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2021 № 737 внесены изменения в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.08.2013 № 754.
Дополнен перечень товарных подсубпозиций, которые облагаются вывозной таможенной пошлиной.
Так с 1 июля по 31 декабря 2021 года ставка вывозной таможенной пошлины в размере 10%, но не менее 13 евро за 1 кубометр установлена в отношении отдельных лесоматериалов, классифицируемых кодами:
- из 4407 11 930 0 – сосна обыкновенная вида «Pinus sylvestris L.» влажностью более 22%,
- из 4407 11 980 0 – прочие влажностью более 22%,
- из 4407 12 910 0 – ель обыкновенная вида «Picea abies Karst.» или пихта белая европейская (Abies alba Mill.) влажностью более 22%,
- из 4407 12 980 0 – прочие влажностью более 22%,
- из 4407 19 980 0 – прочие влажностью более 22%,
- из 4407 91 900 0 – прочие влажностью более 22%.
Также с 1 июля по 31 декабря 2021 года включительно применяется ставка вывозной таможенной пошлины в размере 10%, но не менее 15 евро за 1 м3 в отношении лесоматериалов из бука, влажностью более 22 % (4407 92 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС).
С 1 июля по 31 декабря 2021 года включительно ставка вывозной таможенной пошлины в размере 10%, но не менее 50 евро за 1 м3 будет действовать в отношении лесоматериалов прочих, влажностью более 22% (код 4407 95 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС).
Особенности перевозки
Экспортируемые пиломатериалы помещают в блок-пакеты, транспортные пакеты или транспортируют обернутыми в специальную пленку. Отсутствие надлежащей упаковки может стать причиной отказа в таможенном оформлении.
Перевозка может выполняться морским, железнодорожным транспортом, автомобильными транспортными средствами или мультимодальным способом, т.е. несколькими видами транспорта на протяжении одного маршрута.
Морской транспорт используется главным образом для доставки древесины из наиболее удаленных государств, особенно таких, откуда невозможно перевезти пиломатериалы сухопутным способом. Доставка до порта осуществляется в полувагонах, а по прибытии в порт назначения пиломатериалы перегружаются на другой вид транспорта и доставляются получателю.
Прямые железнодорожные маршруты используются, если нужно доставить груз в страны Юго-Восточной Азии. Пиломатериалы тщательно фиксируют во избежание их смещения в пути. Это достаточно быстрый способ доставки.
Важно грамотно закрепить груз и при транспортировке автомобильным транспортом, поскольку пиломатериалы в дороге не только могут повредиться, но и испортить транспортное средство, стать причиной травм. Если перевозятся длинные бревна, для их транспортировки используют специально оборудованные лесовозы.
В качестве заводской упаковки применяется в большинстве случаев полипропиленовая термоусадочная плёнка. Она:
- Водонепроницаема;
- Эластична;
- Устойчива к резким перепадаем температуры;
- Сохраняет внутри себя устойчивый микроклимат, что позволяет перевозить пило- и лесоматериалы в другие климатические зоны;
- Дешева в изготовлении;
- Позволяет автоматизировать процесс упаковки. Это относится к небольшим по размеру и весу пиломатериалам – деревянная вагонка, брусья, плинтуса и пр.
Единственный недостаток полипропилена – его слабая прочность на разрыв – преодолевается надежным креплением как между собой, так и внутри грузового кузова. Требования к транспортировке указаны в национальных и международных руководствах и стандартах по безопасной перевозке грузов. В частности, в них указывается:
- Перевозка необработанных бревен или округлых брусьев выполняется в специально приспособленном для этих целей грузовом автотранспорте – лесовозах и сортиментовозах.
- При перевозке в грузовых кузовах с монолитными жёсткими бортами доски и бруски различной длины крепятся между собой гибкой металлизированной лентой.
- Допускается перевозка обработанных пиломатериалов в заводской упаковке сайдинг, штакетник, планкен и пр.) без дополнительных транспортных крепежей. Заводская тара не требует дополнительного крепежа, если она способна выдерживать без смещений боковые нагрузки, равные углу наклона в 27 градусов, и продольные нагрузки, равные углу наклона в 39 градусов.
Если заводская тара не отвечает этим требованиям, тогда она закрепляется в грузовом кузове при помощи различных приспособлений. Чаще всего применяются различные типы увязок синтетическими ремнями, тросами или цепями.
Организацию перевозки осложняют климатические условия, сезонность, горные маршруты. Эти особенности должны быть предусмотрены на этапе планирования.
Обратите внимание! Пиломатериалы сопровождаются документальным описанием количественных и качественных характеристик.
Таможенное оформление
Таможенное оформление пиломатериалов связано с различными проблемами криминального характера, поэтому контроль над экспортом и импортом продукции усилен. Занижение таможенной стоимости, перегруз транспортных средств, проводка груза через фиктивные фирмы, просроченные документы – отнюдь не редкость.
Обратите внимание! Пока не получила широкого распространения, но уже используется, система электронного биркования леса. Благодаря этой системе процесс растаможки проходит более оперативно.
Порядок таможенного оформления следующий:
- Определение кода товара по ТН ВЭД.
- Подготовка пакета документов.
- Прибытие на таможенный пост.
- Подача документов.
- Регистрация декларации.
- Предоставление документов, подтверждающих качество пиломатериалов.
- Оплата обязательных таможенных платежей.
- Декларирование.
Для растаможки потребуются документы:
- инвойс;
- договор с поставщиком;
- фитосанитарный сертификат;
- спецификация;
- экспортный паспорт сделки;
- письмо о разрешении таможенного оформления по отгрузке;
- заявление о разрешении таможенного оформления креплению.
Обратите внимание! Если участок леса арендован, нужна лесная декларация.
Это основные документы, список может быть расширен по требованию таможенной службы, поэтому список необходимых бумаг следует уточнять заблаговременно. Отсутствие какого-либо документа автоматически увеличивает срок таможенного оформления, а если его не удастся оформить в отведенные сроки, на ввоз продукции накладывается запрет.
Самостоятельно справиться с оформлением необходимых документов на экспорт или импорт пиломатериалов сложно, потому что требования строгие, а объем пакета бумаг большой. Гораздо проще обратиться к компании-посреднику, которая за умеренную плату поможет выполнить таможенное оформление в сжатые сроки. Наша компания имеет соответствующий опыт и окажет квалифицированную помощь. Мы не только поможем пройти все этапы растаможки/затаможки, но и организуем перевозку, упаковку груза, рассчитаем таможенные платежи. В любых вопросах вы можете положиться на нас.