Обязательная маркировка парфюмерии

Консультация таможенного брокера

С 2017 года в России планомерно внедряется механизм маркировки товаров средствами идентификации. Он должен обезопасить граждан от некачественной и контрафактной продукции, наводнившей рынок. К 2024 году большинство потребительских товаров, которые продаются, изготавливаются и привозятся в Россию из-за рубежа, должны иметь маркировку в единой системе. Не стала исключением и парфюмерия.

Что такое маркировка?

Маркировка — запись, которая размещается на этикетке, упаковке, ярлыке товара и непосредственно на самом парфюмерном изделии. Она помогает идентифицировать каждую единицу продукции посредством уникального кода.

Система маркировки и прослеживания продукции — один из видов информационных систем, которые используются с целью контроля движения товаров от изготовителя/импортера через ритейлеров к покупателям.

Наиболее крупная система, через которую станут проходить все группы товаров — «Честный знак». Решением правительства в качестве ее оператора была утверждена компания ЦРПТ.

В рамках системы «Честный знак» все без исключения товары получают собственный уникальный двухмерный код DataMatrix, с помощью которого кодируются сведения о продукте:

  • серийный номер;
  • код;
  • ключ проверки/код проверки.

DataMatrix включает 75 цифровых знаков. Код нельзя подделать, поэтому потребитель всегда может проверить оригинальность продукции.

Важно! Функция генерации кодов маркировки возложена исключительно на ЦРПТ как оператора информационной системы.

Схема работы системы

Зарегистрироваться в системе могут лишь российские резиденты или филиалы, имеющие аккредитацию. В единой базе не может присутствовать ни одна зарубежная компания. С помощью двухмерного кода система информируется о перемещении парфюмерной продукции. Для более удобного мониторинга рыночных участников используется специальный передаточный документ, содержащий код. Субъекты торговой цепочки будут передавать его посредством электронного документооборота. После приобретения товара покупателем он выводится из оборота.

Сведения о продаже направляются оператору фискальных данных автоматически, а затем в ФНС и оператору маркировки. Это подтверждает, что продукт окончательно покинул рынок.

Важно! Потребитель может проверить легальность происхождения парфюмерного изделия, воспользовавшись приложением «Честный знак». Для этого достаточно отсканировать код.

Сроки маркировки

  • До 31 марта 2020 года – регистрация участников в системе Честный Знак. После 1 апреля 2020 года регистрацию необходимо осуществить в течение 7 дней со дня необходимости осуществления деятельности по обороту парфюмерных товаров. После регистрации формируется заявка на удаленный доступ к устройству, генерирующему коды маркировки (регистратору эмиссии).
  • В течение 30 дней после регистрации необходимо подготовить свои программно-аппаратные средства к взаимодействию с системой мониторинга и подать заявку на тестирование.
  • В течение 60 дней после готовности к работе с информационной системой необходимо провести тестирование взаимодействия с Честным Знаком.
  • С 1 октября 2020 года – обязательная маркировка парфюмерии с нанесением на упаковку или этикетку кода маркировки Datamatrix.
  • С 1 октября 2021 года – оборот и продажа только маркированных духов и туалетной воды с передачей сведений в информационную систему.
  • До 30 сентября 2021 года – можно продавать парфюмерные товары, произведенные или ввезенные в РФ до 1 октября 2021 г. Маркировать остатки парфюмерии не требуется.

Какие товары подлежат маркировке

Маркировка обязательна для одеколонов, духов, туалетной воды, которые присутствуют в общероссийском справочнике кодов ОКВЭД под обозначением 20.42.11.

Продавать остатки немаркированной продукции, которая была изготовлена или импортирована на территорию РФ до 1 октября 2020 года разрешается до 30 сентября 2021 года.

Важно! Не требуется обязательная маркировка пробников, тестеров и образцов, не подлежащих реализации.

Что необходимо для маркировки

Чтобы участвовать в системе «Честный знак», нужно обладать усиленной квалифицированной электронной подписью. Она выдается центром, который аккредитован Министерством цифрового развития. Подпись выпускается на руководителя предприятия либо ИП.

Требуется интеграция с системой электронного документооборота, что позволит свободно обмениваться документами. С февраля 2020 года заработала система «ЭДО Лайт», которая предоставляет услуги бесплатно.

Также понадобится следующее оборудование:

  • 2D-сканер;
  • онлайн-касса для розничной торговли, она должна расшифровывать коды — если функция недоступна следует обновить прошивку;
  • принтер для распечатки уникальных кодов.

Важно! На подготовку оборудования у предпринимателя есть 30 календарных дней с момента успешной регистрации в системе.

Чтобы исключить ручное внесение информации в каталог, можно пройти регистрацию в Ассоциации автоматической идентификации GS1. При оформлении электронной подписи понадобится криптографическое ПО. Инструкции по скачиванию и установке доступны на сайте системы «Честный знак».

Для какой парфюмерии маркировка не нужна

В некоторых случаях духи и туалетную воду можно не маркировать:

  • Парфюмерия на временном хранении или помещенная под таможенные процедуры;
  • Ввозимая в РФ парфюмерия для выставок и ярмарок и не предназначенная для продажи;
  • Образцы парфюмерии для проведения испытаний на соответствие нормативам РФ и ЕАЭС;
  • Духи и туалетная вода для тестирования (тестеры) и апробации;
  • Парфюмерия, продающаяся в магазинах беспошлинной торговли;
  • Парфюмерия, используемая в качестве рекламных, маркетинговых образцов, не предназначенных для продажи;
  • Ввозимая в РФ в рамках спонсорских соглашений с иностранным производителем парфюмерия, не предназначенная для продажи;
  • Товары, хранящиеся у производителя;
  • Конфискованные, изъятые или арестованные духи и туалетная вода;
  • Ввозимые физическими лицами товары для личного использования;
  • Парфюмерия для официального использования дипломатическими представительствами.

Ответственность за использование немаркированной парфюмерии

Несоблюдение требований маркировки влечет за собой административную ответственность по ст. 15.12 КоАП. Согласно ч.1 этой статьи для ИП предусмотрен штраф в пределах 5-10 тыс. руб., для юрлиц 50-100 тыс. рублей.

Если предприниматель попытался продать немаркированный товар, ответственность предусмотрена по ч.2 ст. 15.12 КоАП. ИП заплатят штраф в размере от 5 до 10 тыс. рублей, юрлица — от 50 до 300 тыс. рублей.

В случае если стоимость немаркированных изделий превысила крупный (1,5 млн руб.) и особо крупный размер, предусмотрена уголовная ответственность по ст.171.1 УК РФ. Если лицо не выполнило требования обязательной маркировки, оно наказывается штрафом до 300000 руб. либо выплатой в размере зарплаты или иного дохода за период от 1 до 2 лет. Также предусмотрены принудительные работы на срок до 3-х лет или лишение свободы на этот же период с выплатой штрафа до 80000 руб. или в размере заработка либо иного дохода виновного лица за период до полугода.

Все про таможенное оформление