Обязательная цифровая маркировка товаров

Консультация таможенного брокера

Маркировкой считается нанесение уникальных идентификаторов на упаковку товара. Она включает подробные данные о товаре: дату и место производства, срок годности. Благодаря маркировке продукцию можно отслеживать на всем пути от производителя к покупателю.

Цифровая маркировка — это автоматизированная система контроля товарооборота. Информация о каждой поставленной на учет единице продукции сохраняется в базе данных. Сбор, обработка и передача информации проводится в электронном виде.

Для цифровой маркировки используют матричные штрихкоды. Уникальный код наносят на каждую товарную единицу. Штрих-коды наносят на производстве или при ввозе товара в Россию. Оптовые упаковки также маркируют кодами.

При совершении сделки между юридическими лицами, стороны обмениваются электронными накладными. При продаже в розничном магазине кассир обязан отсканировать код.

Когда и как вводится цифровая маркировка товаров

С 2019 года начат процесс маркировки товаров в целях борьбы с контрафактом, контроля над уплатой налогов и перемещением товаров. Экспериментально эта система была введена ещё раньше: в 2016 году – в отношении алкоголя, в 2018 году – в отношении табака, обуви, ювелирных изделий.

Оператором системы был назначен ЦРПТ (Центр Развития Перспективных Технологий). Для организации работы в системе был запущен сайт «Честный ЗНАК». Планируется, что система цифровой маркировки охватит все категории товаров к концу 2024 года.

Нововведение отразится на предпринимателях, осуществляющих розничную продажу. Пока подключение к проекту выполняется на добровольной основе. Обязательная процедура маркировки вводится постепенно. Она уже реализована для таких товаров, как:

Сигареты и папиросы с 1 июля 2019 года
Остальная табачная продукция с 1 июля 2020 года
Обувь и лекарства с 1 июля 2020 года
Парфюмерные товары и фотооборудование с 1 октября 2020 года
Шины с 1 ноября 2020 года
Одежда и текстиль для дома с 1 января 2021 года
Молочная продукция с 1 июня 2021 года
Велосипеды С 1 сентября 2021

 

В 2024 году планируется завершить реализацию проекта цифровой маркировки потребительской продукции.

Подключение производится быстро и бесплатно по заявке производителя на сайте ЦРПТ. Для этого требуется электронная цифровая подпись. Для продажи товаров нужно онлайн-касса, чтобы данные автоматически отправлялись в ОФД и далее в ЦРПТ. Необходимо дополнительное оборудование – сканер для считывания двухмерных штрихкодов и программное обеспечение.

Цифровая маркировка вводится не только на территории России, но также Армении, России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Сроки введения маркировки устанавливаются самостоятельно на уровне стран.

Для чего нужна цифровая маркировка товаров

Задача цифровой маркировки — борьба с контрафактными товарами и фальсификатом. Система создает препятствия для изготовления и сбыта подделок, торговли контрабандой в РФ. В первую очередь система охватила отрасли с высоким процентом нелегального товарооборота.

По данным Росстата, доля подделок составляет:

  • На рынке легкой промышленности: 35%.
  • На рынке парфюмерии: 20%.
  • На рынке лекарств: 10%.

Маркировка защищает производителей от демпинга и недобросовестной конкуренции.

Цифровые штрих-коды содержат информацию о происхождении и свойствах товаров. Благодаря маркировке государство может выявлять поддельные товары, контролировать сбор налогов.

Цифровая маркировка защищает и интересы покупателей. Она снижает риск покупки опасного или некачественного товара. ЦРПТ выпустил мобильное приложение «Честный ЗНАК» для народного контроля. В приложении каждый может проверять информацию о товарах.

Штрих-коды для маркировки

Для цифровой маркировки используются только двумерные штрих-коды. Возможности линейной кодировки не позволяют зашифровать большой объем данных. Используя линейную кодировку, нельзя создавать большой объем не повторяющихся этикеток.

Информацию, зашифрованную в 2D кодировке, можно восстановить при потере части этикетки. В линейной кодировке нет такой возможности. Для цифровой маркировки товаров используются два типа 2D штрих-кодов:

  1. Data Matrix (Дата Матрикс). Применяется для учета большинства товарных групп.
  2. КИЗ (код индивидуальной защиты). Применяется для учета для учета меховых изделий и автомобильных шин. КИЗ на шины наносится как дополнение к Дата Матрикс по желанию владельца товара.

По штрих-коду можно отследить движение каждой товарной единицы (от завода или импортера до розничного покупателя). Генерация кодов проводится в личном кабинете пользователя «Честный ЗНАК».

Какая информация зашифрована в КИЗ

КИЗ состоит из бланка строгой отчетности, в который встроена радиочастотная метка RFID. Коды производятся на «Гознаке». Размер готовых этикеток: 53*80 или 26*160 мм. По способу нанесения этикетки бывают клеевыми, вшивными и накладными. Заявки на выдачу КИЗ нужно оформлять на сайте ЦРПТ. Способ получения этикеток выбирает заказчик.

Из каких элементов состоит этикетка:

  1. Зона 15*18 мм с государственным кодом (RU).
  2. RFID метка размером 15*15 мм.
  3. Надпись с коротким названием товарной группы. Размер надписи 5*45 мм.
  4. Блок с маркировочным кодом, который дублируется кодом Code 128. Размер надписи 12*75 мм.
  5. Двумерный штрих-код, который также дублирует маркировочный код. Содержит ссылку на сайте системы мониторинга. Размер 20*20 мм.

На происхождение товара указывает цвет фона. Зеленый фон указывает на импорт. Красный фон говорит о том, что изделие произведено в России.

Какую информацию содержит Data Matrix

Дата Матрикс выглядит как квадрат, ограниченный двумя линиями. Пространство внутри квадрата заполнено черными и белыми точками. В точках содержатся сведения о товаре, блок криптохвоста для защиты от подделок, блоки для восстановления утраченной информации.

На этикетках будут зашифрованы данные о производителе или импортере, о стране производства, о свойствах товара. Получить доступ к информации можно, отсканировав этикетку. Данные будут отображены на подключенном экране.

Штриховой код Дата Матрикс состоит из нескольких блоков. Рассмотрим на примере табака:

  • GTIN: 14 символов.
  • Идентификационный код: 7 символов.
  • Код проверки: 8 знаков.

На оптовую тару наносятся этикетки с другим содержанием. На примере табака: вместо 14 знаков GTIN присутствует 18 знаков серийного номера тары. Получить коды можно на сайте ЦРПТ. Файл с кодами нужно распечатать на принтере этикеток. Затем наклеить их на упаковки и ввести коды в оборот.Обязательная цифровая маркировка товаров

Законодательная база

Главным законом, на котором основано действие всей системы, является No487-ФЗ от 31.12.2017. Он вступил в действие 01.01.2019. Согласно ему, оборот и продажа товаров, не соответствующих требованиям маркировки, запрещен.

Принципы присвоения цифрового кода закреплены распоряжением правительства РФ No791-р от 28.04.18.

Перечень товаров, которые должны быть идентифицированы цифровым способом, утвержден распоряжением правительства РФ No792-р от 28.04.2018. Документ действует с 01.01.2019. Какие товары уже следует маркировать, а какие еще необязательно, можно узнать именно отсюда.

Особенности использования ЕНВД и ПСН при торговле лекарствами, обувью и одеждой, меховыми изделиями закреплены в НК ФЗ 325-ФЗ от 29.09.2019.

В статье 4.7 п. 554-ФЗ определяет, что кассовый чек должен содержать дополнительный реквизит – код товара. В свою очередь, постановление Правительства РФ No174 от 21.02.19 указывает, что в роли реквизита выступает код идентификации согласно 381-ФЗ.

Ответственность за нарушение требований предусмотрена частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ и предусматривает штраф от 1,5 до 3 тыс. рублей для должностных лиц и от 5 до 10 тыс. рублей – для юрлиц.

Принцип работы цифровой системы отслеживания товаров

Создание единой системы отслеживания товаров для России и ЕАЭС поручено Центру развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Действует эта система таким образом:

  1. Производитель или поставщик загружает информацию о товаре в единую систему — местоположение товара уже определено.
  2. Затем товары регистрируются в точке сбыта через личный кабинет ЦРПТ с применением квалификационной электронной подписи. Использование онлайн-касс является обязательным.
  3. При продаже данные получает оператор фискальных данных – Яндекс.ОФД. И уже оператор, а не магазин, передает информацию в ЦРПТ.

Как подключиться к системе маркировки

Для розницы и дистрибьюторов. Бизнесу, который работает с товарами из перечня маркировки, надо встать на учет и подготовиться к тому, чтобы сканировать коды. План действий такой:

  1. Зарегистрироваться на сайте в системе «Честный знак». Для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись, ее называют УКЭП.
  2. Купить специальный сканер штрихкода, который считывает коды Data Matrix.
  3. Сканировать коды с каждой поставки.
  4. Обновить прошивку на онлайн-кассе, чтобы она начала добавлять коды маркировки на чек. И убедиться, что ваш ОФД умеет передавать чеки в систему маркировки, если работаете в рознице.

Для производителей и импортеров. Надо зарегистрироваться в системе маркировки, чтобы вы могли заказывать коды и вводить их в оборот, и подготовить оборудование для нанесения кодов на товар.

План действий:

  1. Зарегистрироваться на сайте в системе «Честный знак». Для этого понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись, ее называют УКЭП.
  2. Заказывать коды на все выпускаемые товары.
  3. Купить оборудование для маркировки товара — принтер для печати наклеек, если вы будете клеить коды, или настроить процесс печати кодов прямо на упаковке товара.
  4. Купить специальный сканер штрихкода, который считывает коды Data Matrix.
  5. Встроить маркировку в процесс работы производства.

Особенности цифровой маркировки

Коды генерируются и выдаются только по запросу производителя и только ЦРПТ. Любые перемещения товара отслеживаются системой маркировки.

Эта процедура не бесплатна, за каждый идентификатор придется заплатить по 50 копеек и это без учета НДС. Обойти эту систему не получится никоим образом, поскольку за нарушения подобного рода предусмотрены штрафы.

Коды зашифрованы, что исключает возможность их подделки или повторного использования. Если товар выводится из товарного оборота тем или иным способом (списание, продажа), код больше не используется.

С 01.01.2020 торговать лекарственными средствами, меховыми изделиями, обувью и одеждой на ЕНВД и ПСН нельзя. Чтобы проводить торговые операции с этими товарами, необходимо перейти на общий режим или УСН.

После введения обязательной цифровой маркировки оставшийся непроданный товар магазинам придется промаркировать собственными силами. Без системы электронного документооборота (СЭД) организовать работу не получится, поскольку только так будет передаваться информация о маркировке товара. Помимо всего прочего, осложняется сам процесс движения товара, т.к. приемка каждой партии будет сопровождаться сверкой кодов. Необходим будет сканер штрих-кодов типа 2D-сканирования (для различных категорий товаров используют разные коды: для сигарет двухмерный штрих-код, для лекарств – QR-код). При продаже информация будет включена в кассовый чек и отправлена в ОФД.

Уже разработаны специальные сервисы, благодаря которым можно заказывать коды, вводить товары в оборот и осуществлять другие сопутствующие операции. Рекомендуется уже сейчас приобретать оборудование и подключаться к программе.

Штрафы

Тем, кто не придерживается новых правил изготовления и торговли, предусмотрены штрафные санкции. Ответственность ожидает всех участников товарного оборота.

Импортерам и производителям полагается штраф:

  • 5-10 тыс. руб. для индивидуального предпринимателя;
  • от 50 до 100 тысяч рублей для ООО.

За продажу, хранение и транспортировку товара без маркировки налагается штраф:

  • для физ. лиц от 2 до 4 тыс. рублей;от 5000 до 10 000 руб. для ИП;
  • от 50 до 300 тыс. руб. для ООО.

Для алкоголя и табачных изделий без маркировки суммы штрафов составляют:

  • до 5 тыс. руб. для физических лиц;
  • от 10 до 15 тыс. руб. для ИП;
  • от 20 до 300 тыс. руб. заплатит ООО.

При этом, товар без маркировки конфискуется безвозвратно.

Все про таможенное оформление