Таможенный контроль после выпуска товаров

Консультация таможенного брокера

Постконтроль — это относительно новый (но при этом все чаще используемый) формат взаимодействия между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности. Прежде всего постконтроль основан на анализе больших объёмов информации: выпущенных деклараций, коммерческих и транспортных документов, которые были представлены при таможенном оформлении, дополнительно запрошенных документов и сведений у участников ВЭД, а также сведений и информации, полученных из других источников (государственные органы, банки, кредитные организации и т.д.).

В зоне риска, конечно же, недобросовестные участники ВЭД, те, которые подают декларацию «лишь бы проскочило» и «лишь бы выпустили». Даже если в процессе таможенного оформления инспектор упустил какие-либо несоответствия — постконтроль в течение 3-х лет, а в некоторых случаях и в течение 5-ти лет, может выявить эти несоответствия и привлечь к ответственности. Тем самым постепенно будет сокращаться количество таких недобросовестных «серых» участников ВЭД и повышаться процент прозрачных «белых» внешнеэкономических сделок.

Таможенный контроль после выпуска товаров

Камеральная таможенная проверка

Камеральная таможенная проверка подразумевает собой изучение и анализ сведений, которые содержатся в декларациях на товары, коммерческих, транспортных и иных документах, представленных при совершении таможенных операций или по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов ЕАЭС, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.

Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения (предписания) таможенного органа о проведении камеральной таможенной проверки.

Таможенный орган уведомляет проверяемое лицо о проведении камеральной таможенной проверки путем направления уведомления в день начала такой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа с использованием сети «Интернет».

Форма уведомления утверждена Приказом ФТС России от 14.02.2019 № 258.

В случае, если уведомление отправлялось по почте заказным письмом, оно считается полученным:

  • в день вручения, указанный в почтовом уведомлении о вручении;
  • на 6 рабочий день со дня направления заказного письма, если уведомление о вручении не поступило в таможенный орган.

Камеральные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности их проведения и назначаются начальником таможенного органа либо уполномоченным заместителем, либо другими замещающими лицами.

Срок проведения камеральной таможенной проверки — 90 календарных дней (со дня направления проверяемому лицу уведомления о проведении проверки).

Проведение камеральной таможенной проверки может быть продлено на 120 календарных дней, если необходимо:

  • проведение таможенной экспертизы;
  • направление запроса в компетентный орган другого государства-члена ЕАЭС или государства, не являющегося членом ЕАЭС;
  • направление поручения о проведении таможенного контроля в таможенные органы других государств-членов ЕАЭС и в иных случаях.

Указанный сроки были введены принятием нового ФЗ-289 «О таможенном регулировании в РФ» в целях реализации пожеланий бизнес-сообщества.

Камеральная таможенная проверка может быть продлена (однократно).

В ходе камеральной проверки таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и сведения, необходимые для проведения данной формы таможенного контроля.

Перечень запрашиваемых документов и сведений зависит от имеющегося комплекта проверяемых документов и сведений с учетом условий сделки, характеристик товара, его назначения.

При этом срок проведения проверки таможенных, иных документов и сведений в отношении декларации на товары не может превышать 60 календарных дней со дня представления запрошенных таможенным органом документов и сведений.

По результатам проведения камеральной таможенной проверки может назначаться выездная таможенная проверка.

В настоящее время информационно-программные средства ЕАИС таможенных органов позволяют проводить камеральные таможенные проверки путем обмена документами между таможенным органом и проверяемым лицом через АПС «Личный кабинет участника ВЭД». В «Личном кабинете участника ВЭД» есть раздел «Камеральная таможенная проверка». Здесь происходит электронный обмен документами и сведениями между таможенным органом и участником ВЭД в ходе проведения камеральной проверки.

Выездная таможенная проверка

Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место фактического осуществления их деятельности.

Выделяют следующие виды выездных таможенных проверок:

  • плановая выездная таможенная проверка;
  • внеплановая выездная таможенная проверка;
  • встречная внеплановая выездная таможенная проверка.

Выездная таможенная проверка проводится на основании решения (предписания) о проведении выездной таможенной проверки руководителя таможенного органа, уполномоченного им заместителя либо замещающего их лица.

Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам проведения таможенного контроля в других закрепленных формах, а также по результатам проведения камеральной таможенной проверки.

Плановая выездная таможенная проверка проводится на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами.

Не чаще 1 раза в год — периодичность проведения плановых выездных таможенных проверок в отношении одного и того же проверяемого лица.

Не чаще 1 раза в 3 года — периодичность проведения плановых выездных таможенных проверок в отношении уполномоченных экономических операторов.

Выездная таможенная проверка не проводится в отношении физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей.

Источники, на основании которых осуществляется выбор проверяемых лиц при плановых выездных таможенных проверках:

  • результаты проведения таможенного контроля до и после выпуска товаров;
  • информационные ресурсы таможенных органов;
  • результаты предыдущих таможенных проверок;
  • информация от банков, небанковских кредитных организаций;
  • информация от таможенных и (или) иных государственных органов;
  • информация из средств массовой информации и иные источники информации.

Проведение плановой выездной таможенной проверки:

  1. Направление уведомления проверяемому лицу;
  2. Ожидание уведомления о вручении либо о невручении письма;
  3. Начало проверки не ранее чем через 15 календарных дней со дня вручения либо невручения письма.

Внеплановые выездные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности проведения таких проверок.

Основания для назначения внеплановых выездных таможенных проверок:

  • данные, полученные по результатам анализа информации, которая содержится в информационных ресурсах таможенных органов и иных государственных органов;
  • информация, которая свидетельствует о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства;
  • заявление лица о включении в реестр уполномоченных экономических операторов либо представление уже действующем уполномоченным экономическим оператором сведений об изменении первоначально заявленных данных;
  • необходимость проведения встречной внеплановой выездной таможенной проверки;
  • обращение (запрос) компетентного органа государства, не являющегося членом ЕАЭС, о проведении проверки лица;
  • поручение (запрос) органов предварительного расследования (органов уголовного преследования) государств-членов ЕАЭС по материалам проверки сообщения о преступлении или по возбужденному уголовному делу и иные.

2 месяца — срок проведения выездной таможенной проверки. Данный срок может быть продлен на 1 месяц по решению таможенного органа, который проводит такую проверку.

Проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено при необходимости:

  • проведения встречной внеплановой выездной таможенной проверки;
  • проведения таможенной экспертизы;
  • направления запросов в компетентные органы государств-членов ЕАЭС или государств, не являющихся членами ЕАЭС;
  • восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки;
  • представления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду.

При этом срок приостановления проведения выездной таможенной проверки не может превышать 9 месяцев (за исключением случаев, когда более продолжительный срок установлен законодательством государств-членов ЕАЭС).

Порядок оформления результатов проверки таможенных, иных документов и (или) сведений определяется статьей 226 ФЗ-289, а результатов самой таможенной проверки — статьей 237 ФЗ-289.

Согласно ТК ЕАЭС, по результатам таможенной проверки могут быть приняты два вида решений — решение о классификации товаров и о внесении изменений (дополнений) в электронный вид декларации на товары.

У проверяемого лица есть право представить в таможенный орган возражения по акту таможенной проверки в течение 15 рабочих дней со дня его получения.

Форма и порядок направления уведомления о завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений утверждены Приказом ФТС России от 21.06.2019 № 1002.

Основные плюсы

Таможенный контроль после выпуска товара утвердили в 2012 году. С тех самых пор данная задача стала приоритетной для ФТС. За все время своего существования данная стратегия показала свою эффективность в нескольких аспектах:

  • сокращение расходов участников ВЭД, связанных с хранением товара, простоев;
  • снижение количества досмотров;
  • снижение времени таможенного оформления. Поскольку глубокий контроль непосредственно на самом таможенном пункте сейчас осуществляется выборочно. В тех случаях, когда на подобную проверку есть достаточные основания. Время проведения затаможки и растаможки грузов существенно снизилось;
  • только за 2019 год, с помощью проведения контроля после выпуска товаров были выявлено нарушений на общую сумму 26.2 млрд рублей. С каждым годом, методы проверок совершенствуются. По сравнению с 2018 годом эффективность одной проверки возросла в два раза и составила 7.7 млн рублей.

Недостатки таможенного контроля после выпуска товаров

Проведение контроля после выпуска товаров связано с наличием определенных рисков для участников ВЭД:

  • начисление дополнительных таможенных платежей в результате корректировки изначальных данных (таможенная стоимость, код ТН ВЭД);
  • выявление нарушений и заведения дела о нарушении уже постфактум;
  • возникновение дополнительных расходов, неучтенных изначально и не заложенных в стоимость товара;
  • начисление огромных штрафов и пени спустя большой промежуток времени (срок постконтроля на таможне составляет 3 года).

При проведении таможенного оформления важно знать и учитывать данные риски. Необходимо быть готовым к ним и заранее устранять возможные ошибки, которые могут негативно сказаться уже после того, как товар был выпущен и реализован на рынке.

Квалифицированный таможенный представитель в курсе всех возможных вопросов и требования, которые могут возникнуть при растаможке. Он всегда учитывает возможные риски и тщательно ведет подготовительную работу, связанную с оформлением всех соответствующих документов. Также он несет полную, либо солидарную ответственность с клиентом при проведении ВЭД.

Имеет значение и репутация таможенного брокера. В зависимости от модели взаимоотношений формы контроля могут меняться.

Все про таможенное оформление