Средняя Азия является частью крупнейшего в мире региона, в который входит более полусотни государств. К Средней Азии относятся многие страны-участницы Советского Союза.
В их числе:
- Таджикистан;
- Узбекистан;
- Туркменистан;
- Афганистан;
- Казахстан;
- Киргизия.
Грузы, доставленные тем или иным способом, растамаживаются по месту прибытия или независимо от места фактического пребывания.
Характеристика стран Средней Азии
В Киргизии развиты промышленная и горно-добывающая отрасли. Россия, а также Китай и Казахстан, являются ее главными торгово-экономическими партнерами.
Казахстан, по сравнению с другими государствами Средней Азии, остается самой богатой и благоустроенной страной. Отсюда Россия импортирует главным образом металлы и металлические изделия, минеральные продукты.
Экономика Узбекистана строится на добыче полезных ископаемых, однако, в Россию импортируются главным образом продукты растительного происхождения и текстиль.
Экономика Таджикистана основана на развитии аграрно-индустриального сектора. Главным образом импортные поставки из Таджикистана состоят из текстиля – 93% и лишь 5% составляют продукты растительного происхождения.
Туркменистан экспортирует продукцию сельского хозяйства и природные ресурсы. Граничит с Каспийским морем.
Афганистан – самая бедная страна из государств Средней Азии. Государство имеет аграрную экономику. В структуре товарооборота с Россией большую часть занимают минеральные продукты и древесина.
Грузоперевозки из Средней Азии
Большая часть стран не имеет выхода к морю, многие из них располагаются в горной местности, что обуславливает выбор способа транспортировки. Зачастую задействуется авиаперевозка грузов. Оттуда, откуда это возможно, товары доставляют наземными видами транспорта. Доставка грузов самолетом обойдется дороже, но зато займет совсем немного времени. Если груз может испортиться в течение нескольких суток или временной фактор играет важную роль по другим причинам, для перевозки используют воздушный транспорт. Так, самолетами перевозится:
- фармацевтическая продукция;
- бытовая техника и электроника;
- опасные и ценные грузы.
Маршрут доставки автомобильным транспортом должен быть тщательно спланирован.
Несколько грузов от разных заказчиков могут быть консолидированы в один контейнер или партию, занимающую полный объем транспортного средства. Таким образом доставляют небольшие партии товаров. Заказчик платит за перевозку не полностью. а в соответствии с объемом груза. Выходит значительно дешевле. Однако из-за особенностей схемы и бюрократических нюансов сама доставка и таможенное оформление занимают больше времени.
Генеральным грузом называется груз, который принадлежит одному заказчику и перевозится отдельным транспортным средством или отдельным контейнером. Таким способом пользуются крупные компании, которые перевозят большие партии товаров. Они полностью оплачивают транспортировку.
Тарифы на перевозку зависят от характера груза, наличия страховки, типа упаковки и других факторов.
Специфика доставки грузов по территории средней Азии
В последнее время сотрудничество России и стран Средней Азии в сфере логистики и грузоперевозок набирает обороты. Однако перевозчики должны понимать, что доставка грузов в Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и др. имеет свою специфику и может быть даже опасной.
Перевозчики, которые занимаются международной доставкой грузов, не раз попадали в непростые ситуации, связанные с непониманием особенностей жизненных устоев и традиций стран, куда доставлялся груз. Кроме того, у стран Средней Азии процедуры таможенного оформления также имеют свою специфику прохождения. К примеру, перевозчики, которые отправляются в Ташкент или Душанбе, должны тщательно изучить информацию о жизни местных жителей, безопасных остановочных пунктах, дорогах, которые иногда не отмечены на карте. Подготовиться стоит и логистам с таможенными брокерами, так как бывали случаи, когда товар попросту не доезжал до получателя.
В основном российские перевозчики доставляют в Узбекистан промышленное оборудование. При этом товар может варьироваться от различных штучных грузов, типа светодиодных лампочек до крупногабаритов, например, металлоконструкций. Бывает, что необходима транспортировка товаров с двойным/тройным применением (на это стоит обратить внимание, особенно, если это касается военной сферы). Случались ситуации, когда заказчики оформляли доставку нескольких десятков коробок, которые нельзя ставить друг на друга. Транспортным компаниям приходилось отправлять по 2-3, а то и больше транспортных средств. Поэтому перевозчики всегда должны точно знать, можно ли груз штабелировать. Таких примеров в сфере логистики можно привести тысячи.
Еще один важный аспект качественного выполнения логистических услуг – правильное оформление документов. В последнее время участились случаи неправильного заполнения документов, в результате чего возникают проблемы с сотрудниками таможни, иногда дело доходит до конфискации груза. С другой стороны, бывают ситуации, когда клиенты просят предоставить документы, которые уже вышли из обихода. В подобных ситуациях понадобится умение конструктивно вести диалог.
Особое внимание стоит уделить времени доставки.
Например, транспортировка груза из Москвы в Ташкент занимает около 6 дней. Чтобы доставить товар в Узбекистан, водителям приходится ехать через территорию Казахстана, где стоит проявить максимальную осторожность и внимательность. Участок от Уральска до Байконура является наиболее напряженным, так как здесь нередко случаются нападения на автомобили. Водители стараются преодолевать его в светлое время суток. Места для отдыха тоже стоит выбирать только проверенные, специально отведенные. Некоторые водители, в частности новички, останавливались на ночлег в Казахстанской степи, из-за чего попадали в неприятные ситуации.
Чтобы избежать проблем и в целях безопасности, водители собираются на российско-казахстанской границе и едут колонной по территории страны. Еще одна проблема Казахстана – это дороги. Гористые участки, перевалы, а также тележки с запряженными животными затрудняют движение большегрузов. К тому же, в Казахстане очень строгие правила дорожного движения. Если водитель попадает в ДТП, даже мелкое, фура перегоняется на платную стоянку до решения суда.
Отправляясь в страны Средней Азии нельзя забывать про местный менталитет. Нередко неправильно сказанное слово приводило к разбитым стеклам и поломанным зеркалам. Хотя, в целом, местные жители очень дружелюбны и всегда придут на помощь, если это понадобится.
Самый строгий таможенный контроль проводится в Туркменистане. Иногда сотрудники просят показать даже мобильный телефон.
При пересечении границы на грузовик устанавливается специальный маячок, по которому будет отслеживаться его местонахождение. Незначительное отклонение от маршрута может привести к серьезным последствиям. Более того, водитель не имеет права покидать территорию терминала, когда доберется до него.
Логистическим компаниям, работающим в странах Средней Азии, необходимо учитывать и межгосударственные отношения, которые иногда бывают сложными. К примеру, Узбекистан приостановил транзитную перевозку груза через свою территорию, необходимого для строительства ГЭС на реке Вахш в Таджикистане. Поводом к принятию такого решения послужил дипломатический конфликт двух стран из-за разногласий по строительству этой самой ГЭС.
Из-за этого перевозчикам приходится планировать свои маршруты через территорию Киргизии, где дорога проходит по горным перевалам высотой до 4 км. Особенно сложно там передвигаться зимой, когда фуры не могут даже подняться, в результате чего их затаскивают траллами.
Доставляя грузы в страны Средней Азии, водители должны проявить не только осторожность и внимательность, но и вежливость и доброжелательность. Это поможет избежать неприятностей и насладиться поездкой.
Таможенное оформление грузов и товаров из Средней Азии
Особенности таможенного оформления продукции будут в значительной степени зависеть от вида товара и страны, в которой он произведен. Некоторые страны Средней Азии входят в ЕАЭС. Между ними и Россией действует единая таможенная зона, поэтому растаможка товаров, доставляемых из Киргизии и Казахстана, не производится.
С учетом вида транспорта, которым груз будет доставлен в Россию, товары могут оформляться:
- в аэропортах (Шереметьево, Внуково, Домодедово и других);
- на автомобильных пунктах пропуска;
- на ж/д станциях.
Груз может оформляться по месту прибытия или на любом таможенном посту. Если места оформления и места нахождения груза совпадают, то он растамаживается на том таможенном посту, который находится на территории СВХ. В то же время фактическое местонахождение груза с недавних пор не имеет принципиального значения, так как задекларировать его можно через региональный ЦЭД.
Срок оформления грузов из Средний Азии стандартен, и процедура занимает до 4 часов, если таможня не обнаружит проблем с грузом и несоответствий в документах. Ряд рисков можно предупредить, если таможенным оформлением будет заниматься профессиональный таможенный брокер. Он заранее проверит документы и укажет на ошибки, поможет дооформить необходимые бумаги, подскажет на каком таможенном посту лучше растаможить тот или иной груз.
Временный ввоз товаров из Средней Азии можно выполнить по Карнету АТА. Это значит, что экспонаты для выставок, реквизит для проведения концертных мероприятии и многое другое можно ввезти по упрощенной схеме без уплаты таможенных платежей.
В отношении развивающихся стран установлены тарифные преференции. А поскольку страны Средней Азии относятся к развивающимся, груз оттуда можно растаможить по нулевой ставке таможенной пошлины при предоставлении сертификата происхождения.
Для растаможки партии товара потребуются:
- контракт ВЭД;
- документы, подтверждающие, что товар оплачен;
- инвойс или счет-фактура;
- товаро-сопроводительные документы;
- транспортные документы;
- сертификаты и декларации;
- бумаги, подтверждающие таможенную стоимость;
- платежное поручение, свидетельствующее о своевременной уплате таможенных платежей.
Конечный список документов будет зависеть от кода товара по ТН ВЭД. К примеру, на растительную продукцию дополнительно оформляется фитосанитарный сертификат, на продукцию животного происхождения – ветеринарный сертификат.
Сумма таможенных платежей рассчитывается декларантом с учетом классификационного кода. Сюда входят таможенная пошлина, которая рассчитывается от таможенной стоимости партии товара, НДС и таможенный сбор. Размер последнего зависит от таможенной стоимости.
Обратите внимание! С 1 августа 2020 года тарифы на таможенный сбор были повышены.
Услуги таможенного представителя
Наша компания оказывает услуги международной доставки грузов и их таможенного оформления. Мы можем взять на себя ответственную роль внешнеэкономического агента и выступить участником ВЭД вместо компании заказчика. Таможенные брокеры нашей компании имеют все необходимые лицензии и разрешения, некоторые наши сотрудники прошли аттестацию в IATA, что свидетельствует о высоком уровне профессионализма. В компетенцию таможенного представителя входит:
- доставка образцов;
- содействие в проведении сертификации товаров и получении разрешительных документов;
- подбор транспорта;
- расчет маршрута;
- подсчет таможенных платежей и их уплата от лица заказчика;
- присутствие при таможенном досмотре;
- доказательство таможенной стоимости;
- логистическое и экспедиционное сопровождение.
Любые проблемы для нас решаемы. Мы поможем минимизировать финансовые издержки и выполнить множество задач, возникающих в процессе перевозки и таможенного оформления.