Таможенная процедура переработки

Консультация таможенного брокера

Понятие и содержание таможенных процедур разъясняется на страницах Таможенного кодекса ЕАЭС. О процедуре переработки на территории таможни рассказано в статье 163, о той же самой процедуре, но вне территории таможни — в статье 176. Характерно, что при совершении действий в соответствии с регламентом переработки пошлины и налоги не уплачиваются.

Общее о таможенных процедурах

Суть рассматриваемых действий «зеркальна». Точнее переработка на территории осуществляется с целью ремонта, обрабатывания или перерабатывания, установки, сборки или подгонки товаров зарубежного производства, ввезенных на территорию таможни ЕАЭС с тем, чтобы в дальнейшем вывезти оттуда измененные продукты. При переработке вне таможни действия выполняются те же самые, но только перерабатываются товары ЕАЭС, вывезенные с его территории с тем, чтобы обратно ввести переработанные продукты в том или ином виде на таможенную территорию.

Вывезенные товары ЕАЭС, а также продукты, полученные вследствие переработки, после вывоза получают статус иностранных.

Процедуру перерабатывания, производящуюся на территории таможни, можно завершить, использовав продукты переработки для выпуска товаров собственного производства для внутреннего рынка (ИМ 40). Однако это не выгодно с экономической точки зрения, т.к. в этой ситуации у декларанта возникнет обязанность дополнительно к стандартным платежам выплатить проценты из-за отсрочки уплаты пошлин, налогов, которые начисляются со дня помещения товаров под таможенную процедуру переработки.

При ввозе на территорию таможни ЕАЭС измененных товаров импортного производства после окончания процедуры переработки вне таможни зарубежные продукты помещают под процедуру реимпорта. В соответствии с регламентом взимается НДС со стоимости операций по переработке.

Условия таможенных процедур переработок

Перед тем как поместить товары под процедуру перерабатывания или изменения любым способом, кроме ремонта, на или вне территории таможни декларанту требуется оформить в соответствующей таможне разрешение установленной формы на совершение процедуры. Пункт выбирается либо в соответствии с местонахождением декларанта, либо в соответствии с местом, где будут производиться действия по перерабатыванию.

Если товары ремонтируются и других действий с ними производить не будут, разрешение получать не нужно. При данном варианте в качестве разрешения будет выступать непосредственно декларация, которая определяет порядок помещения товаров под процедуру, влекущую за собой изменение конечных характеристик.

Другим важным условием операций перерабатывания является соблюдение сроков:

  • 3 года для всех видов изменения товаров на территории таможни. Комиссия ЕЭК может для некоторых категорий товаров определять более длительные сроки (например, для воздушных, водных судов);
  • 2 года для перерабатывания товаров вне таможенной территории.

И, наконец, такое условие, как соблюдение запретов и ограничений (об этом уже говорилось в других статьях на сайте).

В качестве примера рассмотрим процедуру переработки ткани на таможенной территории. Так, между иностранной компанией «Силуэт» и российской фабрикой «Стиль» был заключен договор на переработку товара. В качестве товара выступила синтетическая ткань из полиэфирных нитей. После того как указанный товар был ввезен на таможенную территорию и были предоставлены все необходимые документы, товар поместили под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. Декларант получил разрешение на переработку и, после сверки документов и сведений, ткань была отправлена на фабрику для пошива из нее мужских влагозащитных костюмов. Отходы, которые остались после производства, задекларировали. В связи с тем, что товар был переработан, обязанность по уплате налогов и пошлин у декларанта прекратилась. После идентификации товара в продукте переработки, которая была осуществлена посредством анализа проб и образцов ввезенной ткани и готовой одежды, продукт переработки был выпущен с территории таможенного союза. Отходы и остатки товара выпустили в свободное обращение.

Недекларируемые отходы

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 183 ТК РФ в отношении отходов, которые вывезены с таможенной территории РФ или переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования на этой территории, и которые не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом, таможенные пошлины и налоги не уплачиваются. Но остается ли при этом обязанность декларировать такие отходы, пусть и без уплаты пошлин?

ФТС России разъясняет следующее: если отходы, образовавшиеся в результате переработки на таможенной территории, непригодны для дальнейшего коммерческого использования и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом, при условии документального подтверждения указанных обстоятельств независимо от таможенной стоимости отходов режим переработки на таможенной территории может быть завершен без декларирования.

Нормы выхода продуктов переработки

В соответствии с пп. 2 п. 4 Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима переработки вне таможенной территории, утвержденной приказом ФТС России от 14.03.2008 № 267, к заявлению на переработку товаров декларант прилагает документы, подтверждающие заявленные сведения, к которым, в частности, относятся заключения экспертных организаций, обладающих правом на осуществление экспертной деятельности (в том числе таможенных лабораторий). Речь идет о заключениях, основанных на конкретном технологическом процессе совершения операций по переработке, подтверждающих сведения о заявленной норме выхода продуктов переработки. Всегда ли нужны подобные заключения?

Из практики применения таможенного режима переработки вне таможенной территории для совершения операций по гарантийному ремонту машино­технической продукции следует, что обычно количество вывезенных для ремонта товаров не изменяется. При этом нормы выхода продуктов переработки составляют 100% и практически всегда для идентификации товаров в продуктах переработки используются серийные номера или другая маркировка производителя вывозимых товаров. Поэтому, если представленных документов достаточно для идентификации товара, заключения экспертных организаций, подтверждающих заявленные сведения о нормах выхода продуктов переработки и возможности идентификации вывезенных товаров в продуктах переработки, не нужны.

Информация для декларанта таможенных процедур переработки на/вне таможенной территории

Код таможенной процедуры переработка на таможенной территории — ИМ51, который указывается при заполнении 1 графы таможенной декларации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при электронном таможенном декларировании.

Обязанности подающего декларацию следующие:

  • соблюдать сроки проведения соответствующих действий;
  • контролировать процесс перерабатывания, в том числе обеспечивать контроль за нормами выхода измененных продуктов;
  • обеспечить идентификацию товаров в продуктах переработки методами, которые определены статьями 167 и 180 Таможенного кодекса ЕАЭС;
  • подавать отчётность в соответствующую таможню (приказ ФТС России от 13 апреля 2011 года No 778), в которой получено разрешение на изменение продуктов, либо в регионе деятельности которой подана соответствующая таможенная декларация (если операцией по переработке является исключительно ремонт).
Все про таможенное оформление