Перевозка грузов по маршруту Россия-Монголия

Консультация таможенного брокера

Монголия – страна, расположенная в Центральной Азии между Китаем (с южной и восточной стороны) и Россией (на западе и севере). Протяжённость границы с РФ составляет порядка 3500 километров. Несмотря на достаточно большую территорию (более полутора миллионов квадратных километров, 18 место в мире по площади), Монголия является одной из наименее населённых стран мира. Незначительная плотность населения обусловлена климатическими и географическими особенностями: большую часть территории занимают пустыни или горы, плохо пригодные для жизни людей. Неудивительно, что транспортная инфраструктура здесь находится в зачаточном состоянии.

Монголия является одним из основных торговых партнеров РФ. С ней даже было заключено соглашение, облегчающее пересечение границы при перевозке грузов по ж/д путям. Монголия импортирует множество товаров из России, а также отправляет их на экспорт.

Торговые отношения России и Монголии: экспорт и импорт

 

Монголия является преимущественно аграрной страной. Она производит продукты сельского хозяйства, скотоводства. Основные направления поставки на потребительский рынок – мех, шерсть, кашемировые ткани. Промышленным предприятиям Монголия поставляет металлургическое сырье и полезные ископаемые.

Перевозка грузов по маршруту Россия-Монголия

Достаточно взглянуть на товары, преобладающие в экспорте страны:

  • уголь – 33%;
  • медь – 24%;
  • золото – 18%;
  • непереработанная нефть – 5%;
  • железо – 4%.

На шерсть и товары из нее приходится 3%. Металлы и сырая нефть есть в избытке и в России, поэтому РФ занимает незначительную долю в экспорте страны. Из общего объема вывозимых товаров в Россию идет только 0,83%.

При этом импорт товаров из Российской Федерации для Монголии является значимым фактором экономики. Россия – второй (по состоянию на 2017 год) поставщик страны. Она ввозит 28% всей импортной продукции. В основном закупаются:

  • промышленное оборудование;
  • продукты переработки нефти (так как в самой Монголии сырье добывается, но не перерабатывается из-за недостатка промышленной базы);
  • легковые и грузовые автомобили, коммерческий и иной транспорт;
  • пищевые продукты, готовые к употреблению.

Далее в порядке убывания идут табачные товары, химическая продукция (моющие средства, химикаты для удобрений и обработки с/х угодий).

Способы транспортировки

Транспортировка грузов в Монголию и из нее осложнена в связи с плохо развитой инфраструктурой.

Дороги с твердым покрытием занимают пока незначительную долю всех путей и расходятся от столицы Улан-Удэ к административным центрам регионов и к границе с Китаем и Россией. Большая часть дорог – это грунтовые и гравийные пути, проложенные еще советскими танками в период сотрудничества СССР и Монголии.

Перемещение дополнительно осложняется горным рельефом и обилием пустынных участков. Во многих регионах грузы до сих пор перевозят при помощи верблюдов.

Неопытные транспортировщики нередко застревают на определенных участках дорог, простаивают у подтопленных магистралей, неся убытки компании-заказчику. Поэтому обращаться можно только к квалифицированным специалистам.

Грузовыми автомобилями

Автотранспортом перевозят большую часть грузов. Отгрузка происходит в основном в Улан-Баторе, но может быть назначена и в других крупных по местным меркам городах: Дархане, Сухэ-Баторе, Эрдэнэте.

Из-за больших расстояний доставка грузовым транспортом занимает много времени, однако по цене остается одной из самых доступных.

Каждая международная перевозка требует получения отдельного разрешения, причём как со стороны Монголии, так и российских компетентных органов. Действие такого разрешения распространяется на единичный рейс (доставка в Монголию и поездка в обратном направлении или наоборот). Не требуется получения разрешений при перевозках следующих грузов:

  • животных;
  • автоматизированных средств передвижения;
  • материалов и инвентаря, предназначенных для организации и проведения культурно-спортивных мероприятий и национальных праздников;
  • экспонатов, материалов, изделий и оборудования, используемых для проведения выставок и ярмарочных мероприятий;
  • музыкальных инструментов, киноаппаратуры, театральных декораций, актёрского реквизита;
  • почтовой корреспонденции;
  • движимого имущества, транспортируемого при осуществлении переселения;
  • повреждённых ТС;
  • медикаментов и оборудования медицинского характера, предназначенного для оказания помощи населению во время стихийных бедствий.

Действие этих правил распространяется только на грузы, которые должны быть возвращены в страну, из которой они были завезены, или при транзитной их перевозке в третьи страны.

По железным дорогам

Ж/д пути выгодны для доставки по нескольким причинам. Во-первых, ширина колеи в Монголии и РФ совпадает, поэтому не приходится менять состав поезда. Это исключает задержки. Во-вторых, качество ж/д путей куда выше, чем автодорог. Во многом это заслуга российской стороны, которая вкладывается в развитие путей для облегчения транспортировки грузов.

Перевозки происходят по Трансмонгольской железной дороге, которая начинается от Транссибирской магистрали. Пути проходят через столицу и идут дальше вплоть до границы с Китаем.

Самый распространённый способ при осуществлении грузовых перевозок (на его долю приходится свыше 60% грузооборота Монголии). Единственная проблема – наличие единственной железнодорожной сети – Улан-Баторской. Но большая часть путей проходит на севере, предоставляя выход к следующим пограничным пропускным пунктам:

  • Сухбаатар (Монголия) – Наушки (Россия);
  • Замын-Ууд (Монголия) – Эрлянь (Китай);
  • Эрээнцав (Монголия) – Соловьёвск (Россия).

Водным транспортом

Водный транспорт представлен речными судами, которые ходят по р. Селенга и Орхон, а также озеру Хубсугул. Из-за континентального климата в осенне-зимний период водные пути замерзают, и судоходство приостанавливается. Что касается морского транспорта, у Монголии нет выхода к океану или морю.

Тем не менее, стоимость доставки по воде ниже, чем у других способов перевозки. В период с мая по сентябрь при транспортировке несрочных грузов стараются использовать именно этот метод.

Авиаперевозки

Авиасообщение между Россией и Монголией происходит через аэропорт Чингисхан рядом с Улан-Батором, единственную международную взлетно-посадочную полосу в стране. Это самый быстрый вариант перевозок. Самолетом отправляют грузы, которые быстро портятся: молоко, мясо и иные продукты питания. Также авиарейсами пользуются для поставок срочно необходимой аппаратуры, сырья. Однако из-за дороговизны это не основной метод трансфера.

Средняя длительность перевозок

Временные затраты на трансфер зависят от выбранного вида транспорта. Как уже было сказано, перевозка авиалиниями – самая быстрая. На сам рейс уходит до 24 часов. Далее необходимо оформить товар, что прибавляет к времени ожидания еще 1-2 суток. Минимальное время транспортировки – 2 дня.

Автодоставка занимает минимум 10 дней. Столько времени понадобится, чтобы перевезти товар из Монголии в Иркутск, ближайший к границе крупный город. На дальнейшую перевозку по РФ уйдет еще N-ное количество времени.

Если продукция доставляется в составе сборного груза, дожидаться придется минимум 20 суток. Это связано со сложностью сбора товаров из разных регионов страны.

Дополнительные сложности и нюансы

Перевозки по Монголии осложнены тремя основными факторами:

  • плохая дорожная инфраструктура;
  • сезонность многих путей сообщения;
  • сложность навигации.

Выше уже говорилось, что водные пути с октября по апрель включительно замерзают, и поставки по ним прекращаются. Но сезонность касается не только речного сообщения, но и автодорог:

  1. Осенью даже асфальтированные дороги быстро начинают промерзать, а до наступления заморозков подтапливаются и размокают из-за сильных дождей.
  2. Зимой медленно убирается снег, дорожное покрытие раскатывается и становится скользким, возможны аварии и частые заторы.
  3. Весной водоемы выходят из берегов, грунтовые дороги просто стираются, а асфальтированные серьезно подтапливаются.

Что касается навигации, то за пределами крупных магистралей, связывающих столицу и контрольно-пропускные пункты на границе, ориентироваться на местности могут только постоянные жители. Перевозчикам приходится заказывать услуги проводников, чтобы те помогли добраться до мелких городов и селений, откуда часто поставляют мех, шерсть, молоко и мясо.

Услуги таможенного брокера

Таможенный представитель в лице нашей компании предлагает полный комплекс таможенно-логистических услуг при обмене грузами между Россией и Монголией. Мы плотно сотрудничаем с местными перевозчиками, поэтому гарантируем быструю доставку в любой сезон. Компания берет на себя не только выбор оптимального маршрута, но и юридические услуги – оформление импорта и экспорта, декларирование, лицензирование.

Все про таможенное оформление