Перевозка грузов по маршруту Иран-Россия

Консультация таможенного брокера

Исламская Республика Иран является для России не только важным геополитическим союзником в регионах Ближнего Востока, Центральной Азии и Закавказья, но и ключевым торговым партнером. В настоящее время Иран, с точки зрения транспортной логистики, имеет существенное функциональное значение для многих российских торговых и промышленных предприятий. Он находится на перекрестке торговых путей из стран Персидского Залива, Индии, в то же время обеспечивая выход европейских компаний через российские транспортные коммуникации на ближневосточный рынок.

Актуальность этой задачи подтверждается недавним высказыванием министра экономики Азербайджана, опубликованным 5 октября 2019 года информационным агентством ТАСС. Он подчеркнул, что введение в строй нового автомобильного моста через р. Самур на российско-азербайджанской границе значительно увеличит грузовой поток в направлении Ирана.

В этой статье будет рассказано об основных характеристиках и особенностях транспортных перевозок из Ирана или через него. Эта информация представляет интерес как для российских торговых и промышленных компаний, так и для тех, кто занимается исключительно транспортной логистикой.

Товарооборот

В 1 полугодии 2021 года товарооборот России с Ираном составил 1 115 328 507 долл. США, увеличившись на 18,00% (170 147 175 долл. США) по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.

Экспорт России в Иран в 1 полугодии 2021 года составил 825 702 042 долл. США, увеличившись на 31,22% (196 440 753 долл. США) по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Импорт России из Ирана в 1 полугодии 2021 года составил 289 626 465 долл. США, уменьшившись на 8,32% (26 293 578 долл. США) по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Перевозка грузов по маршруту Иран-Россия

Основными товарами импорта РФ из Ирана являются овощи, такие как картошка, помидоры, лук, фрукты, такие как гранат, виноград, киви, а также сухофрукты. В меньшей степени импортируются медикаменты, одежда и обувь, металлы и другие различные грузы.

Из Ирана к нам импортируют:

  • продукты растительного происхождения;
  • пищевые продукты и напитки;
  • продукты минерального происхождения;
  • металлы и изделия из них;
  • нефть.

Основные виды транспортной логистики, используемой в направлении Иран — Россия

Поскольку Иран находится в выгодном географическом местоположении, он является мощным транзитным хабом на пересечении нескольких международных коридоров. Фактически все эти маршруты обеспечивают перевозку грузов всеми типами транспортных средств.

Железнодорожный транспорт

Для грузовых перевозок в направлении Ирана и обратно как российские, так и европейские грузовладельцы, могут воспользоваться Международным транспортным коридором — МТК «Север–Юг».

Он включает крайние пункты отправления: Санкт-Петербург и иранский портовый комплекс «Бендер-Абас» на берегу Персидского залива. Режим работы этого МТК регулируется международными соглашениями, которые значительно упрощают процесс оформления грузовых накладных, унификацию таможенных документов и прохождения формальностей. Общая протяженность этого логистического маршрута составляет — 4500 км. В данный МТК входят четыре основные логистические магистрали:

  • прямое железнодорожное сообщение по линии Астрахань — Махачкала — Самур, через территорию Азербайджана с выходом на грузовые станции Ирана;
  • прямое железнодорожное сообщение через территории Казахстана, Узбекистана и Туркменистана с выходом на железнодорожную сеть Ирана (через железнодорожный пограничный переход Теджен — Серахс) ;
  • прямое железнодорожное сообщение по маршруту Узень (Казахстан) — Кызылкая — Берекет — Этрек (Туркменистан) — Горган (Иран). Этот железнодорожный путь был запущен в эксплуатацию относительно недавно – только в 2015 году.
  • Транзитный каспийский комбинированный железнодорожно-морской (речной) маршрут (маршрут по Каспийскому морю через российские порты Астрахань, Оля, Махачкала в порты Ирана).

Также имеется проект еще одного нового маршрута, который соединит черноморские порты России (Новороссийск, Сочи) с Ираном, через Грузию, Абхазию и Армению. Пока этот проект ж/д магистрали только в начале строительства. Предполагаемое время готовности к пуску — не ранее 2025 года.

Перевозки морским транспортом

Для перевозок морем грузов в направлении Иран — Россия используются три российских порта — Махачкала, Оля и Астрахань. Однако транспортный маршрут может быть проложен вплоть до портов Азовского и Черного морей, через Волго-Донской речной канал. Для этого используются в основном грузовые транспортные суда типа «река-море», с максимальной грузоподъемностью порядка – 3000-5000 тонн. На линии Астрахань — порты Ирана также работают грузо-пассажирские паромные суда. Однако их доля в общей массе транспортных перевозок морем незначительна.

Суммарный грузопоток межу портами Ирана и российскими портовыми терминалами на Каспии составляет примерно 30 млн тонн в год. Единственный ограничительный фактор, препятствующий увеличению грузопотока по этому маршруту — это низкая пропускная способность российских портов. К этому также следует добавить тот факт, что эти порты могут принимать суда только с небольшой осадкой – до 4 метров. Это значительно сдерживает увеличение тоннажа, используемых для перевозок морских и речных судов.

Авиационное сообщение между   Россией и Ираном

Прямого сообщения между аэропортами России и Ирана не существует. Это связано с тем, что Иран пока находится под международными политическими и экономическими санкциями. Основные авиамаршруты, которые могут быть использованы как транзитное плечо: Тегеран — Ашгабад, Тегеран — Стамбул, Тегеран — Баку и др.

Автотранспортное сообщение и грузовые автоперевозки

Все автомобильные маршруты из России или Ирана являются транзитными. Странами-транзитерами в этом случае могут быть только Грузия, Армения, Азербайджан, Туркмения, Таджикистан и Казахстан.

Основное достоинство иранской транспортной инфраструктуры в том, что все магистральные автотрассы в стране находятся почти в идеальном состоянии. Они позволяют большегрузным фурам, весом до 40 тонн включительно, беспрепятственно осуществлять перевозки между основными городами Ирана.

При въезде на территорию Ирана с каждого автомобиля, грузовой фуры взимается сбор в пределах от 30 до 50 долларов. Водитель и сопровождающий груз экспедитор должны иметь визы. Разовые одномесячные визы можно получить прямо на пограничном переходе, заплатив эквивалентную 15 долларам США сумму. Список доступных пограничных переходов и режим их работы для грузового автотранспорта приведен в прилагаемой таблице.

Грузовая база для транспортных магистралей Иран — Россия

Еще одним существенным параметром или характеристикой транспортной логистики Ирана является грузовая база, т.е. то, что в основном ввозится в эту страну и вывозится из нее. В первую очередь, следует грузовую базу разделить на две части. Первая часть – это товары и грузы, конечным пунктом назначения которых является Иран или Россия. Из Ирана в Россию доставляются овощи, фрукты, сельхозпродукция. Также из Ирана через Россию поставляется часть нефтяного экспорта страны. Из России в Иран осуществляется поставка удобрений, пиломатериала, металлы, промышленное оборудование и автотранспорт.

Примечательно, что благодаря уменьшению таможенных пошлин ожидается увеличение доли иранских фруктов, овощей, орехов на российском рынке. Тарифы на фрукты снизятся до 100%, на овощи — до 50% (особенно на свежую зелень, огурцы, помидоры, картофель), орехи будут ввозится беспошлинно. Льготы также касаются мясной, кондитерской, косметической продукции и некоторых других категорий товаров. Льготный период продлится до октября 2022 года.

Вторая часть грузового потока – это транзит из Индии, Пакистана и других стран Юго-Восточной Азии. Общая доля товаров из этих стран, проходящих транспортными маршрутами, в том числе и МТК «Север-Юг», занимает 70%. Это такие товары, как:

  • сахар, в том числе и тростниковый;
  • пальмовое масло;
  • кофе зерновой;
  • специи и пряности;
  • чай;
  • табак;
  • железные руды и концентраты полиметаллических руд;
  • джут и продукция из джута;
  • рыба и рыбная продукция.

Во многом востребованность иранско-российского транспортного коридора, как показывают события последних лет, обеспечивается не только развитием транспортных коммуникаций в регионах Центральной Азии и Закавказья, но и тем, что традиционные маршруты, такие как Суэцкий канал, постепенно утрачивают свое монопольное положение. Это позволяет значительно, на десятки процентов, сократить расходы на логистику при поставке товаров в страны ЮВА или Западной Европы.

Пункты таможенного оформления товаров из Ирана

Место проведения таможенного оформления может отличаться от фактического места расположения товара.

Обычно место проведения таможенных процедур зависит от метода перевозки товара из Ирана и располагается там, куда прибывает товар:

  • Морская перевозка: порты в Новороссийске, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Находке, Калининграде;
  • Различные наземные посты при мультимодальных перевозках;
  • Авиаперевозка: аэропорты Шереметьево, Домодедово, Внуково, Владивосток (Кневичи), Пулково, Кольцово, Толмачево, Храброво и некоторые другие.

Нередко таможенная декларация подается в ЦЭДы тогда, когда товар из Ирана располагается на СВХ в месте прибытия.

Выбирать пункт проведения таможенного оформления рекомендуется в зависимости от метода и пути перевозки, срочности товара, наличия фитосанитарных станций на посту и других факторов.

Помощь в организации грузоперевозок

Наша компания поможет организовать грузоперевозки из России в Иран и в обратном направлении, а также возьмет на себя таможенное оформление. Более чем 15-летний опыт позволяет нам оперативно выполнять заказы клиентов и обеспечивать индивидуальный подход к выполнению каждой задачи.

Осуществляя перевозки в Иран, специалисты компании решают сопутствующие вопросы клиента, связанные с грузом:

  • погрузочно-разгрузочные работы;
  • оформление документации;
  • экспедирование;
  • таможня и т.д.
  • страхование грузов

Клиенту останется лишь отслеживать прохождение груза и пользоваться преимуществами от выполнения доставки в срок. Обращаясь к нам, вы сможете переложить на плечи наших специалистов абсолютно все задачи, связанные с транспортировкой. Вам останется лишь отслеживать движение груза, чтобы убедиться, что перевозка выполняется строго по графику, а в пункте назначения товары будут в установленный срок.

Все про таможенное оформление